Клиффхэ́нгер (англ. cliffhanger или cliffhanger ending) — художественный приём в создании сюжетной линии (в литературе или кино), в ходе которой герой сталкивается со сложной дилеммой или последствиями своих или чужих поступков, но в этот момент повествование обрывается, таким образом, оставляя развязку открытой до появления продолжения.
Этот приём часто используется авторами, чтобы увеличить вероятность того, что зрители будут заинтересованы в продолжении в надежде узнать, чем закончилась история.
В отличие от интриги в художественной литературе, где автор лишь наводит зрителя на мысли о возможном развитии главной сюжетной линии, клиффхэнгер подразумевает достаточно быстрое развитие сюжета (чаще в течение одного эпизода сериала).
Так, при наличии интриги в конце сезона телевизионного шоу, герои могут даже не подозревать о событиях, которые должны в будущем произойти, в то время как клиффхэнгер чаще имеет остросюжетный или даже криминальный характер (вероятные убийства и самоубийства, когда зритель до следующего эпизода не знает, погиб ли герой или нет; взрывы, несчастные случаи и пр.) и требует мгновенной развязки.
Во многих сюжетах (заговор правительства и НЛО в «Секретных материалах») клиффхэнгер является поворотным моментом в истории, когда герои узнают какую-то важную новость или тайну, которые меняют ход повествования или отношение к проблеме.
Википедия
От интереса и напряжения ваш зритель должен сползать на край своего места, верно? Во всяком случае, так принято считать. На телевидении, в кино и, конечно, даже в других сферах, где используется сторителлинг, бывают случаи, когда история завладевает всем вниманием аудитории, оставляя что-то важное в сюжете нерешённым.
В большинстве случаев люди ожидают обратного: они привыкли видеть, как в рамках истории важные события важные вещи решаются к лучшему или к худшему.
Трагедии, такие как "Гамлет", и ситуационные комедии, такие как "Футурама" или "Офис", имеют эту особенность, какими бы разными они ни были в остальном. Но, поскольку разрешение - это то, что ожидается, бывают моменты, когда оставить что-то нерешённым оказывается одновременно волнующим и удовлетворяющим зрителей. Такие моменты называются "клиффхэнгерами" (в быту "крючок"), и вы видели их много.
Давайте рассмотрим, что такое "клиффхэгер" и как вы можете использовать его, чтобы дать зрителю острые ощущения в ваших собственных сценариях.
Клиффхэнгеры в кино и на телевидении
Чтобы проиллюстрировать, как широко распространены клиффхэнгеры, важно взглянуть на примеры "крючков" в концовках. Это самые острые и популярные типы клиффхэнгеров.
Как в кино, так и на телевидении есть множество примеров, но это лишь некоторые запомнились и остались со зрителями надолго, например:
- Клан Сопрано. Экран становятся чёрным как раз тогда, когда мы думаем, что знаем, что случится с Тони.
- Звёздные войны. Хан Соло, застывает в карбоните, в то время как другие герои чудом спасаются в "Империя наносит ответный удар".
- Исчезнувшая. Мы узнаём, что Эми Данн инсценировала своё похищение и беременность.
- Начало. Финальная сцена уходит в затемнение, прежде чем волчок Кобба перестанет вращаться.
- Властелин Колец: Братство Кольца. Гэндальф падает в пропасть в Кхазад-Думе, оставляя Фродо и Сэма продолжать путь в Мордор в одиночестве
Оставлять что-то неразрешённым в истории - это наука и искусство.
Финал 1-го сезона сериала "Сверхъестественное" достигает ещё более поразительного эффекта в том, что в последнюю минуту Винчестеры попадают в автокатастрофу, позволяя зрителям поверить (до 2-го сезона), что это может быть полной победой для плохих парней.
Фильм "Астрал", напротив, показывает, что происходит, когда плохие парни действительно побеждают, и в финале раскрывается, что Джош, ребёнок, которого мы считали спасённым, был одержим и пойман в ловушку — та самая судьба, которой мы надеялись избежать.
Элементы клиффхэнгера
Как вы можете видеть, у клиффхэнгера много применений: в боевиках и приключенческих сагах - это зачастую лучший способ предвосхитить следующий фильм серии; в хоррорах, например, в "Астрале 2": концовка с клиффхэнгером часто является способом закончить всё на тонально жанровой ноте — даже если ваш главный герой выживет. Но чтобы выполнить это правильно, вы должны понимать элементы, которые позволяют этому приёму работать.
Нарушенное обещание
Исходя из естественного развития истории, вы приучены ожидать определённой развязки. В то время как открытый финал может сделать неясным, какие события происходят, клиффхэнгер же нарушает установленное обещание в повествовании (так называемый premise).
Ожидает ли аудитория, что убийца будет пойман, или два несчастных влюбленных найдут как быть вместе? В предпосылке истории заложено обещание.
Когда используется "крючок", это обещание нарушается — и люди осознают, что они не получат всех ответов, которые хотели.
Новое обещание
Чтобы не разочаровать зрителя должно быть представлено новое направление, новое место для вашей истории. Будь то новый основной конфликт или что-то меньшее в сюжете, теперь это должно привести к другому обещанию - и хотя не каждое новое обещание является окончанием предыдущего, оно всегда влечёт за собой изменение общей картины.
Единственное требование для этого изменения состоит в том, что ваше новое обещание, идея, которую вы пытаетесь продать своей аудитории как новое продолжение истории, должна быть такой же привлекательной (если не более), как и та, которую вы нарушили.
Обрывать на полуслове
Простая часть, которая делает клиффхэгеры такими запоминающимися: вы не можете позволить случиться всему, что вы хотите.
Иногда вы должны отказаться от катарсиса и вместо этого заставить свою аудиторию испытывать подвешенное чувство — вы должны пообещать и дать им что-то интересное, а затем прервать этот момент.
Не разрешайте полностью имеющиеся конфликты и вместо этого используйте возможность заставить людей задуматься и спросить: “А что дальше?!” Чем больше вероятность того, что они будут кричать на экран, когда вы прервали историю, тем лучше сработал "крючок".
Посмотрите на финал сезона практически любого драматического сериала, и вы поймёте, что я имею в виду.
Когда использовать клиффхэнгер
Наиболее распространённым местом использования клиффхэнгера является концовка; там он предназначен для того, чтобы сократить кульминацию истории (или даже добавить к ней дополнительную интригу) завершив повествование на неразрешённом моменте, который ещё предстоит разгадать. Но есть и другие случаи, когда вы можете задействовать клиффхэнгер.
Например, когда ваша история длится довольно долго, например, в часовом сериале или художественном фильме, вы можете использовать этот приём, чтобы поддерживать интерес зрителей до кульминации.
На телевидении "крючками" часто обрываются акты повествования, а канал запускает перерыв на рекламу; в потоковом стриминге больше гибкости, но использование между актами клиффхэнгеров означает, что вы можете увеличить зрительский интерес даже в рамках длинной истории.
В конце концов, хорошо написанный "крючок" - это тот, который заканчивает сцену, когда людям нужно увидеть больше, чтобы почувствовать столь необходимый катарсис. Если вы пообещаете что-то в конце каждого акта, зрители с большей вероятностью продолжат оставаться с вашей историей.
Вывод
Важно, чтобы история продвигалась вперёд, и использование клиффхэнгеров, чтобы это произошло, - лишь ещё один инструмент в вашем распоряжении.
Не в каждой сцене должен присутствовать кульминационный момент, и его следует использовать только тогда, когда он драматически острый: если есть сюжет/подсюжет не столь яркий для использования "крючка" не стоит искусственно повышать драматизм ситуации.
Посмотрев на то, что делают различные сериалы и фильмы, пытаясь привлечь ваше внимание, вы заметите, что хорошие "крючки" добавляют интерес к истории, заставляя желать большего. Изучите все нюансы, и вы в мгновение ока овладеете искусством создания клиффхэнгеров в своём поясе сценарных инструментов.
by David Young
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.