Найти тему
Поговори с доцентом

Конституционные обязанности граждан России

СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

(фото из открытых источников)

Конституционные (основные) обязанности устанавливаются для всех лиц независимо от конкретного правового статуса лица, закрепляются на высшем, конституционном уровне. Обязанности являются необходимым компонентом оптимального взаимодействия государства, права и личности без которых невозможны ни сбалансированная правовая система, ни эффективное правовое регулирование, ни другие состояния и проявления общественной жизни. Конституцией Российской Федерации [1] предусмотрены 8 обязанностей для лиц, находящихся на её территории.

-2

(фото из открытых источников)

1. Признание, соблюдение и защита прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17).

Реализация своих прав и свобод должна происходить без ущемления чужих прав и свобод. Указанная конституционная обязанность распространяется преимущественно на государство в соответствии со ст. 2 Конституции РФ. Возложение данной обязанности только на государство было бы нецелесообразным поэтому лица, пребывающие на территории России, также обязуются не нарушать права и свободы других лиц, обеспеченных мерами государственного принуждения. Следует заметить, что функция по защите прав и свобод других лиц возлагается только на государство. Этим объясняется тот факт, что граждане самостоятельно не могут цивилизованно защитить свои нарушенные права, поэтому для восстановления прав и свобод им приходится обращаться в правоохранительные органы. Обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав человека и гражданина закреплена в ст. 2 Конституции России [1]. В случае нарушения прав и свобод другого лица, пострадавший может обратиться в суд для взыскания материального и морального вреда не только государственными органами, но и индивидами. Эгоистическая реализация своих прав за счёт прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, приводит к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Вследствие недопущения произвола со стороны лиц, пребывающих на территории Российской Федерации, препятствовать осуществлению праву других лиц Конституция закрепляет эту обязанность и предусматривает меры государственного принуждения к нарушителям. Необходимость соблюдения прав и свобод одних при осуществлении этих прав другими получила признание и в международном праве.

2. Соблюдение Конституции и законов (ч. 2 ст. 15).

Соблюдение Конституции РФ и законов есть самая главная обязанность, лежащая на гражданах. Возложение данной обязанности на граждан России не освобождает лиц без гражданства или иностранных граждан, пребывающих на территории России, от этой обязанности. Как считает Е. И. Козлова, «обязанность соблюдать Конституцию и законы предполагает также не нарушение их предписаний. Человек (гражданин) своей деятельностью должен содействовать практической реализации принципов Конституции, положений законодательства» [2, с. 251]. По нашему мнению, конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией РФ и законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить как законопослушание. Необходимо соблюдать действующее российское законодательство, которое включает акты не только высшей юридической силы. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица наряду с лицами, находящимися на территории России также обязаны соблюдать Конституцию, законы и подзаконные акты. Государственным органом, наделённым полномочием следить за соблюдением законодательства, прав и свобод человека и гражданина является Прокуратура РФ. Соблюдение Конституции и законов – всеобщее правило, не знающее исключений.

-3

(фото из открытых источников)

3. Сохранение исторического и культурного наследия (ч. 3 ст. 44).

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники культуры и истории не может лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. Указанная обязанность имеет в некоторой степени моральный оттенок, так как разрушение памятников истории и культуры показывает неуважение человека, особенно гражданина России к истории своей страны, к своим предкам, в отсутствии у гражданина России патриотизма. На наш взгляд, гражданам России следует с уважением относиться к своей стране, гордиться своей великой страной, признать обязанность сохранения исторического и культурного наследия неотъемлемым, святым долгом.

-4

(фото из открытых источников)

4. Плата законно установленных налогов и сборов (ст. 57).

Это элементарное обязательство устанавливается для нормального развития общества. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ [1] обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяется на каждого лица, пребывающего на территории России. В конституциях советского типа данная обязанность не устанавливалась вследствие господства социалистической собственности. С переходом к рыночной экономике, развитием частной собственности изменяются подходы к налоговой системе. В итоге обязанность платить законно установленные налоги и сборы была зафиксирована в ныне действующей Конституции РФ. Налоги и сборы могут устанавливаться только законами, а не подзаконными правовыми актами. Одновременно в той же ст. 57 устанавливаются пределы дискреции законодателя: законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Известно, что государство без взимания с населения налогов и сборов не может существовать. Ещё на заре формирования государства на Руси взимались налоги в форме полюдья для обеспечения нужд государства.

Государство, получая от физических и юридических лиц законно установленные платежи, перераспределяет полученные поступления в доходную часть бюджета. Тем самым орган исполнительной власти – Правительство РФ, наделённой налоговой функцией, удовлетворяет общие потребности (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), оказывает материальную поддержку временно не занятых в производстве, нетрудоспособным (престарелым, инвалидам и молодёжи), а также малообеспеченным группам работников. Налоги и сборы признаются всеобщими и равными. Недопустимо устанавливать дифференцированную ставку налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Уклонение от законно установленных платежей влечёт за собой применение мер административного характера, а в некоторых случаях возможно уголовное преследование.

-5

(фото из открытых источников)

5. Сохранение природы и окружающей среды (ст. 58).

Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоёмов. В XXI веке всё большую озабоченность стала представлять такая проблема как сохранение окружающей среды, являющаяся на сегодняшний день глобальной проблемой. Обязанность за сохранение природы и окружающей среды возлагается на каждого человека, проживающего на территории РФ. Масштабное развитие индустриализации в СССР, положившим начало в 1925 году, привело в XXI веке к осознанию того, что неконтролируемые выбросы в атмосферу, могут привести к гибели человечества. Сохранение природы и окружающей среды, получило закрепление не только на государственном уровне, но и на международном уровне. В частности, некоторыми государствами (в том числе Россией) было ратифицировано международное соглашение – Киотский протокол, обязывающий развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов. «Опыт закрепления в законодательстве Российского государства экологических обязанностей показывает, что данный правовой институт развивался в условиях господства собственности на все природные объекты без исключения, и, соответственно, основные обязанности по охране окружающей среды возлагались на государство как основной субъект природопользования» [3, с. 469]. Поэтому неудивительно, что в советский период не уделялось должного внимания к проблеме сохранение окружающей среды: масштабная индустриализация, развернувшаяся в 1925 гг. сосредотачивала внимание людей на развитии производственных возможностей государства, нежели на сохранении окружающей среды. Впоследствии закрепление экологических обязанностей в законодательстве поднимается до конституционного уровня. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность. Как отмечает Т.Я. Хабриева, некоторые конституционные обязанности о сохранении природы, памятников имеют преимущественно воспитательное значение. «К числу таких преимущественно моральных обязанностей можно было бы добавить тезисы: каждый должен уважать права других лиц, проявлять внимание и заботу, честность и порядочность в отношениях между людьми» [4, с. 171]. На наш взгляд, отношение человека к природе не должно быть потребительским, природа должна быть не мастерской, а храмом. Забота о сохранении природы должна сопровождаться ответственностью за судьбу будущих поколений и являться для современного человека наряду с конституционной обязанностью моральным долгом.

-6

(фото из семейного архива)

6. Забота о детях и нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38).

Воспитание детей и обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях отражает личную ответственность каждого человека за судьбу своих близких, когда они уже или ещё не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением данная конституционная обязанность имеет высокоморальное значение с естественной потребностью родителей проявлять заботу своему ребёнку. Согласно Декларации прав ребёнка 1959 г., ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе. Забота о детях их родителями неразрывно связана с защитой их прав и свобод. Права ребёнка нашли отражение в международных документах, в частности, в Конвенции ООН о правах ребёнка 1989 г. Злоупотребление родительскими правами в ущерб правам и интересам детей влечёт за собой ответственность в установленном законом порядке. В соответствии с ч. 3 ст. 38 Конституция РФ устанавливает взаимообратную обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться за своими нетрудоспособными родителями. В случае нарушения данной конституционной обязанности суд вправе взыскать с трудоспособных совершеннолетних детей алименты в помощь своим нетрудоспособным родителям. Необходимо отметить гуманистический характер Конституции РФ, которая закрепила обязанность ухода трудоспособными совершеннолетними детьми за нетрудоспособными родителями: «на международном уровне обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях, в отличие от обязанности заботиться о детях, не получила закрепления» [5, с. 120].

-7

(фото из семейного архива)

7. Защита Отечества или несение альтернативной службы (ч. 1, ч. 3 ст. 59).

Конституция РФ согласно ч. 1 ст. 59 [1] объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Сама формулировка конституционной нормы указывает, что защита Отечества является моральным долгом, сопряжённым с правовой обязанностью. Вполне разумно, что обязанность по защите Отечества распространяется только на граждан России, которые обязаны быть патриотами своей страны, отдавать дань уважения и признательности военнослужащим, ветеранам армии и флота. Армия является основой российской государственности и гарантом стабильности в стране. Защита отечества подразумевает обязанность каждого военнообязанного гражданина Российской Федерации в случае войны против России принять участие в боевых действиях, направленных на отражение нападения. В мирное время защита Отечества проявляется в виде воинской обязанности. Детальное регулирование воинской обязанности, условий её прохождения отражено в ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» от 6 января 2007 г. В нём устанавливается, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие законного права на освобождение или отсрочку от призыва. Следует заметить, что обязанность защиты Отечества не распространяется на граждан России, если воинские формирования Вооружённых Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории России для участия в миротворческой деятельности [6, с. 258]. Нововведением в действующей Конституции РФ в обязанности нести военную службу является положение об альтернативной гражданской службе в случае, если убеждениям или вероисповеданию гражданина России противоречит несение военной службы.

-8

(фото из семейного архива)

8. Получение основного общего образования (ч. 4 ст. 43).

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их замещающих (опекунов и попечителей) - обязанность обеспечить получение детьми этого образования. Отличительная особенность данной конституционной обязанности, в отличие от предыдущих, состоит в отсутствии какой-либо ответственности в случае её нарушения. Родители или лица их заменяющие должны осознать важность получения их детьми образования, ибо в противном случае для детей, не получивших основное общее образование поступление в средние, а впоследствии и в высшие учебные заведения станет невозможным, вследствие неполучения аттестата зрелости. А это, в некоторой степени, станет следствием повышения преступности в среде малообразованных (необразованных) людей. По нашему мнению, получение образования детьми – залог успешной жизни подрастающего поколения и необходимо всячески способствовать реализации данной конституционной обязанности, чтобы обеспечить светлое будущее наших детей.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6 ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ,с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) ) // Российская газета. 1993. № 237.

2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2016. 592 с.

3. Клинов В.В. Экологические обязанности граждан в контексте развития права охраны окружающей природной среды. Учёные записки: сборник научных трудов. Оренбург. 2004. 469 с.

4. Хабриева Т.Я.,Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М.,2007. 320 с.

5. Зурначян А.С. Конституционные обязанности российских граждан // Политическая система в современной России: республиканская научно-практическая конференция по политическим наукам. Уфа. 2006. С.120.

6. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека:учебник.М.: 2008. 448 с.