Имидж – это искусство управлять впечатлением (Э. Гоффманн).
Это форма жизнепроявления человека, с помощью которой на люди выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики (В.М. Шепель).
Это эмоционально-окрашенный публичный образ кого-либо, принимающий форму стереотипа (Е.В. Змановская).
Это оценка морально-личностных, интеллектуальных, профессиональных качеств окружающими людьми, умение держаться в деловой и неофициальной обстановке (А. Пелих, Т. Кизилова).
Особенности имиджа:
· формируется в процессе взаимодействия людей;
· требует специальных усилий со стороны носителя;
· имеет символическую форму;
· вариабельный;
· имеет характер стереотипа;
· включает ограниченное количество компонентов;
· эмоционально окрашенный;
· прагматичный.
Виды имиджа
1. Личный
• имидж конкретного человека
2. Товарный
• имидж товара, услуги
3. Групповой
• организационный, корпоративный, национальный имидж.
Структура имиджа
Глубинные характеристики имиджа
Глубинные составляющие имиджа носят эмоционально-образный характер и с трудом поддаются словесному описанию.
Имаго — это бессознательный прообраз, избирательно направляющий восприятие одним субъектом другого (Карл Юнг).
К глубинным характеристикам имиджа относятся
· Близость: доступность образа, его способность вызывать ощущение «свой».
· Экспрессивность: пылкость, динамичность, эмоциональность, яркость образа.
· Сексуальность(эротичность): чувственность образа, способность притягивать и стимулировать возбуждение.
· Доминантность: властность, сила образа, его способность вызывать желание подчиняться и следовать за прототипом.
· Агрессивность: разрушительный потенциал, способность имиджа вызывать страх или провоцировать гнев.
· Архетипичность: отражение в образе древнейших представлений и импульсов.
· Эталонность: воплощение в имидже родительских предписаний, доминирующих социальных ценностей и установок, способность вызывать ощущение «хороший».
Имидж, наполненный энергией нескольких из перечисленных свойств, обретает харизму.
Харизматический имидж — это образ, притягивающий к себе окружающих людей благодаря огромной внутренней энергии и содержательной мощи. Харизматический имидж вызывает сильные иррациональные переживания людей, сравнимые со священным трепетом. На осознаваемом уровне это проявляется как: восторг, уважение, страстная приверженность, страх или прилив энергии.
Имидж медицинского работника
Полную лекцию см. https://psylaser.ru/lectures/social-psychology/image-medical-worker.html
Лекции по психологии: https://psylaser.ru/