Я работаю на курсах иностранных языков и в детском центре развития, преподаю английский язык. Мы относимся к дополнительному образованию, и система оценивания как таковая у нас отсутствует. Я поощряю маленьких детей наклейками и изредка оценками, а детям постарше ставлю "сдано - не сдано" или процентное выполнение задания. Изредка дублирую проценты оценкой.
В общем, оценивать в процентах или баллах, например 30 правильных ответов из 30 проще, и обычно адекватно воспринимается учениками, нежели привычные "пятёрки", "четвёрки" и "тройки". Наклейки у младших школьников тоже не вызывают бурной реакции, хотя я их ранжирую по размеру - самую большую тому, кто работал лучше всех, а остальным поменьше. Но иногда приходится ставить оценки за тесты, в основном для родителей, и вот тут часто дети реагируют очень остро.
Во-первых, несмотря на то, что все знают, что я не ставлю оценки, всё равно непременно уточняют перед любым заданием: " А оценка будет?" Иногда просят оценку даже за просто записанные с доски в тетрадь новые слова. Рассчитывают получить лёгкую "пятёрку", не понимая, что никаких знаний она не оценивает. И конечно, очень сильно расстраиваются и даже плачут, если вдруг получают "4", а не "5" за тест, к примеру. Хотя я не устаю повторять детям, что ошибки нам нужны для того, чтобы мы понимали, где мы не доучили и что не поняли, а оценка - всего лишь цифра, не показывающая реальной картины, а именно умеет ребёнок общаться на английском, или нет.
В качестве аргумента часто предлагаю детям, которые расстроились из-за ошибок, представить ситуацию: они на улице встречают иностранца, и он просит помочь ему, например объяснить дорогу. Спрашиваю, что будет делать ребёнок - покажет ему дневник с "пятёркой" по английскому или начнёт разговаривать с ним. Ответ, конечно, в большинстве своём второй, но несколько раз было и такое, что дети говорили про дневник. То есть оценкам придаётся такое огромное значение, что они всерьёз считают, что кому-то оценки могут быть так же интересны, как им самим.
Во многом эта зацикленность на оценках идёт от родителей. Неслучайно часто первый вопрос ребёнку, пришедшему из школы, задают именно про оценки, а не про его настроение, состояние, новости. Мы так привыкли к оцениванию всего и вся, что для некоторых взрослых белый свет сошёлся клином на оценках, и они готовы по любому поводу бегать в школу и ругаться с учителями из-за успеваемости. И эта озабоченность передаётся детям, заставляя их нервничать, переживать, бояться и быть перфекционистами.
Я часто наблюдаю, как родителям важны и нужны эти оценки. Многие помогают и даже выполняют домашнее задание за детей, хотя в этом совершенно нет необходимости . Мы в малых группах прекрасно отрабатываем материал на уроке, а дома детям остаётся его лишь закрепить в печатной тетради с такими же заданиями. Они их, как правило, делают за 10 минут. Причём все задания к упражнениям даны на английском, плюс образец выполнения, так что ребёнок вполне сам справляется с выполнением д/з. Но мамы почему-то считают, что в задании не должно быть ни единой ошибки и не позволяют детям думать и работать самостоятельно. Мне бывает довольно сложно убедить родителей отказаться от помощи и даже не проверять д/з. Я объясняю, что мне нужно понимать, что не доработано, а это я могу понять только по ошибкам, которые ребёнок сделает сам. Смысл домашнего задания в закреплении материала и моём контроле и анализе недоработок, а не в отличных оценках, полученных родителями.
Родители, в итоге, отступают, но для многих оценка остаётся единственно весомым аргументом в успехах ребёнка, хотя обучение говорению - наша основная цель, и дети говорят. Если в письменных работах ученики могут ошибаться по невнимательности, например, то с говорением ситуация другая: ребёнок либо понимает и говорит, либо наоборот. И родители на открытых уроках видят, что дети говорят независимо от оценок. В школе же часто бывает обратная картина: ребёнок имеет "5" по английскому, но при этом не говорит на нём.