Найти в Дзене
Записки репетитора

Как в одном отдельно взятом классе изучали «Евгения Онегина», или все-таки надо что-то менять в преподавании литературы

Развею-ка я миф о том, что я только свою дочь выставляю в положительном свете. И ничего не в положительном, вот, видите, домашку делает кое-как, программные произведения не читает. *** Приходит у меня дочь из школы очень злая и нервно садится что-то конспектировать. Причем очень много всего. Сую свой любопытный нос. А это, оказывается, они «Евгения Онегина» проходят. Причем, во-первых, произведение толком никто не прочитал, кроме одной девочки. А она прочитала, потому что писала по нему фанфик. Во-вторых, кто-то спросил: - А «Евгений» и «Онегин» - это разные люди? Они думали, что «Онегин» - это такое имя. В-третьих, у учительницы была отдельная обида, потому что в школе проводили анонимное тестирование на предмет удоволетворенности детей последней. Школой то есть. И учителями. И она среди классных руководителей получила самые низкие баллы. И ей за это вставила администрация. В-четвертых, там был конфликт из-за компьютера, но это отдельная история. В честь всего этого и от большой обид

Развею-ка я миф о том, что я только свою дочь выставляю в положительном свете. И ничего не в положительном, вот, видите, домашку делает кое-как, программные произведения не читает.

***

Приходит у меня дочь из школы очень злая и нервно садится что-то конспектировать. Причем очень много всего. Сую свой любопытный нос.

А это, оказывается, они «Евгения Онегина» проходят. Причем, во-первых, произведение толком никто не прочитал, кроме одной девочки. А она прочитала, потому что писала по нему фанфик.

Во-вторых, кто-то спросил:

- А «Евгений» и «Онегин» - это разные люди?

Они думали, что «Онегин» - это такое имя.

В-третьих, у учительницы была отдельная обида, потому что в школе проводили анонимное тестирование на предмет удоволетворенности детей последней. Школой то есть. И учителями. И она среди классных руководителей получила самые низкие баллы. И ей за это вставила администрация.

В-четвертых, там был конфликт из-за компьютера, но это отдельная история.

В честь всего этого и от большой обиды им задали составить план к первым двум главам произведения. В смысле не просто дать два заголовка, а озаглавить каждую строфу и написать ее краткое содержание. А их во второй главе, например, 40. ))

Нет, я понимаю, это вроде как гарантия того, что хотя бы прочитают… Но, как сказала моя дочь на втором десятке заголовков:

- Я хотела прочитать, меня сюжет заинтересовал, но сейчас реально уже нет никакого желания это делать.

Вот так и отбивают у детей любовь к литературе. (

Покажу кусок ее работы. На почерк не смотрите – как вы понимаете, все делалось как можно быстрее, чтобы отвязаться. Я бы тоже так делала, честно говоря.

Так вот, дочь пыхтит:

- Я что-то в школе успела сделать, но у меня интернета не было, пришлось текст с телефона Маши смотреть, а там неудобно, и мне видно было плохо. Поэтому кое-что мне Маша просто продиктовала.

Я заглядываю в тетрадь. Загляните и вы.

-2

Дублирую некоторые особо «выдающиеся» вещи.

- Онегин жил в доме старика с больной ключицей.

Как я поняла, это так интерпретировано «бранился с ключницей».

- А это мне Маша так продиктовала. А что, там что-то не так?

Ладно, отсмеялись мы над «ключицей».

А там дальше:

-3

- Ленский пел про любовь, разлуку и дальние страны.

- С микрофоном? – спрашиваю.

- Что?

- Пел с микрофоном? Или как? Весело у них было: Ленский пел, Женек молчал, а старик ногой качал.

Дочь мне показывает цитату. Я уже не могу:

- Да воспевал он все это, воспевал! Стихи он писал! Поэтом он был!

- Да, знаю, знаю. Я ж фанфики читала. Про него и Онегина.

С вашего позволения, я не буду рассказывать, о чем эти фанфики. Посмотрите сами, если хотите.

Смотрю заголовки дальше.

-4

- За Ленского все хотели замуж. Ленский и Онегин сошлись.

Глубокомысленно и двусмысленно.

Но особенно мне понравились завершающие главы:

-5

- Дмитрий Ларин умер. Ленский навестил могилу. Мы все умрем. Наслаждайтесь жизнью. Возможно, автора не забудут.

В общем, у кого было 40 заголовков-описаний – тому ничего не было. ) А у кого было меньше – тому «двойки» поставили.

Самое интересное, что дочь почему-то потом прочитала «Онегина». И другие дети прочитали. Вот правда, не благодаря, а вопреки. И они его активно обсуждали с одноклассниками на перемене. Кому какой персонаж нравится, почему они себя вели так, а не иначе – время же было другое. Одна девочка (главное, она в принципе не читающая) от Онегина в восторге, кричит, что она на него похожа. И это для нее олицетворение самой себя. Только очень жалеет, что он потом влюбился в Татьяну. Дочь говорит, что ей Татьяна нравится. И она больше себя с ней ассоциирует. И ей как раз не понравилось, что Онегин изначально ее аккуратно отшил. Набежали еще одноклассники, и развернулась бурная дискуссия. Которая была прервана:

- Пришла классная и все испортила. Начала диктовать, что нам по этому «Онегину» записывать, и всем стало скучно.

Нет, все-таки надо что-то менять в преподавании литературы.

Но имейте в виду: мы все умрем, поэтому пока наслаждайтесь. И, возможно, вас даже не забудут.))

И сегодня еще немного материалов на рождественско-новогоднюю тематику здесь.

Поэтому пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!

Еще о Пушкине:

Как современные дети воспринимают Пушкина – им параллельно то, в чем взрослые видят всякие намеки

Небольшое произведеньице Пушкина, из-за которого был сорван урок литературы

Об этом же:

Как же тяжело приходится учителям литературы. А не стоит ли изменить школьную программу?

Вот о чем я писала 13 декабря в прошлом году:

Как моя дочь все-таки заинтересовала своего ученика английским

Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.