В ноябре с волонтёрами монинского Центрального музея ВВС связался человек по имени Сергей. Он сказал, что недавно у него умер дядя, который много лет пролетал на Як-42. Освобождая квартиру от старых вещей, племянник предложил нам забрать «авиационную» часть архива своего дяди.
Я съездил к Сергею и забрал всё, что он готов был отдать. Сейчас всё переданное хранится в восстановленном нашей волонтёрской бригадой самолёте Як-42 СССР-42302.
Полученные материалы позволили раскрыть судьбу и подробности службы недавно покинувшего этот мир человека.
Итак, знакомьтесь: Валерий Иванович Духанов.
Родился в 1943 году. Русский. Беспартийный. В 1961 году во 2-м Московском аэроклубе (МГАК) ДОСААФ начал летать на планёрах КАИ-12 «Приморец», Л-13 Бланик и Фока-5.
Освоил управление самолётами Як-18, Як-18У, Як-12 и Ан-2. С 1970 года на лётной работе ‒ летал в основном инструктором и буксировал планёры.
В 1971 году Духанов закончил Центральную объединённую лётно-техническую школу (ЦОЛТШ) ДОСААФ СССР. В 1973 году перешёл на работу в Аэрофлот — во 2-й объединённым авиаотряд Архангельского управления гражданской авиации. Там до 1976 года летал исключительно на Ил-14 вторым пилотом. В 1974 году закончил обучение в Ульяновской школе высшей лётной подготовки.
В 1976 году перевёлся в 229-й Мячковский объединённый авиаотряд Воздушных съёмок. Там продолжал пилотировать Ил-14, проводить фотосъёмку территории СССР. В 1981 году «переместился» из правого кресла в левое — стал летать командиром корабля.
26 апреля 1986 года экипаж Мячковского объединённого авиаотряда первым пролетел над разрушенным блоком Чернобыльской АЭС с целью замера уровня радиации. Был сформирован сводный авиаотряд по ликвидации последствий аварии. Доподлинно известно, что Валерий Духанов совершал полёты в Чернобыль.
В 1988 году Валерий Иванович прошёл обучение на Як-42 в Центре гражданской авиации стран-членов СЭВ в Ульяновске. Во время учёбы налетал первые 12 часов на этом типе воздушного судна. В том же году поступил на службу в Быковский объединённый авиаотряд. Уже через три года стал летать КВС на Як-42.
После распада СССР Быковский ОАО был преобразован в ОАО «Быково-Авиа» (аббревиатура «ОАО» осталась прежней, но кардинально изменилась её расшифровка). В 2000 году «Быково-Авиа» прекратила свою деятельность, тогда же внесена последняя запись в лётной книжке В.И. Духанова. Видимо, в том году он вышел на пенсию.
А что же именно передал племянник В.И. Духанова в монинский музей?
Во-первых, лётные книжки, по которым можно проследить всю историю службы в авиации: на каких типах и сколько часов налетал, где и когда служил, какую подготовку и допуски прошёл, и т.д. Это уникальные документы прошедшей эпохи.
Во-вторых, это техническая литература и учебники.
В-третьих, советские буклеты и авиационные журналы.
В-четвёртых, пара топографических карт и некоторые другие документы.
В-пятых, художественная литература.
И, наконец, знаки отличия и детали формы советского пилота.
Мы планируем к 9 мая 2022 года создать на борту Як-42 небольшую выставку, где каждый посетитель самолёта сможет ознакомиться с материалами из архива Валерия Ивановича Духанова.
Благодарим всех, кто помогает нам сохранять историю советской авиации!
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!
#самолёты #музей #монино #як-42 #ссср #история #авиация #аэрофлот ссср #ил-14 #чернобыль