Ответ прост: эти неподдающиеся не так уж много поддавали. Иначе говоря, не так уж плохи были Толя Грачкин и Витя Громобоев. Обычные ребята, слегка не вписывающиеся в плакатно-комсомольский мейнстрим. Если бы все неподдающиеся выглядели именно так! Итак, шедевр Юрия Чулюкина «Неподдающиеся» (1959).
Актёрам (Юрию Белову и Алексею Кожевникову) в конце 1950-х было под 30, но играли они мальчиков лет на 7-8 моложе. В фильме подчёркивается, что бригада – молодёжная. Впрочем, ещё один важный нюанс – они все живут в общаге, неженатые. Короче, юные. Только что из ФЗУ.
Они плоховато работают и не участвуют в общественной жизни. Да, ещё хохмят, пританцовывают, ходят на руках (в прямом смысле) и общаются с местным люмпеном – Альбертом Клячкиным, который по факту Василий (дивная роль Юрия Никулина).
Парней решают перевоспитывать и поручают это хорошенькой девушке – Наде Берестовой (Надежда Румянцева). Сначала она их таскает на лекции и пытается привить им любовь к русской классике. Ноль эмоций. Затем делает вид, что влюблена сразу в обоих и тут дело сдвигается с мёртвой точки.
Парни поверили в себя и возлюбили ...работу. Это если вкратце. Фильм – очаровательный и уютный. Грачкин с Громобоевым – хорошие. Милые прямо-таки. Они ту же Надю не посылают, а – тактично от неё смываются. Это полудетская игра - сбежать от училки и домомучительницы. Не хамят, а шутят.
Когда Берестова пошла на конфликт и заявила: «Вы пьёте – ну так и мне наливайте!», схватили её под руки и ушли из ресторана. У них чёткое понимание того, как должен вести себя мужчина при женщине. Реальные «неподдающиеся» продолжили бы гулянку, как это сделал Клячкин.
Далее Надя заходит в комнату своих подопечных и видит, что у них - картинки с ракетами (до полёта в космос оставалось два года), а вся жилплощадь – оснащена забавными устройствами на проводах. Везде чисто. У «неподдающихся» был бы свинарник и никаких ракет.
Девушка понимает – перед ней талантливые, но чересчур шебутные пацаны. Их надо не исправить, а подправить. Это не ремонт, а так, подкрутить настройки. Впрочем, они смотрятся гораздо симпатичнее тех ретивых комсомольцев, что окружают Берестову.
Те вообще не жизненные, а вот эти двое – настоящие. Поэтому я с детства не понимала, что этакого совершила Надя – она же не алкашей и хулиганов направила на путь истинный. Не Клячкина, который не Альберт, а Василий. Вот ка бы она из пьющего Альберта создала непьющего Василия - тогда бы да!
Zina Korzina (c)