Найти тему
джазовые пластинки

Black Jazz. Белые корни черного джаза

Оглавление

Не столь давно столкнувшись со случившимися в конце шестидесятых сольными работами пианиста Джина Рассела я не мог не пошутить (про себя) шутку про источник финансирования его будущего легендарного начинания Black Jazz.

Альбомы Джина Рассела в формате фортепианного трио - концертная 'Takin' Care Of Business' на лейбле Dot (по всей видимости 1967 года) и 'Up And Away' на Decca (судя по всему 1969)
Альбомы Джина Рассела в формате фортепианного трио - концертная 'Takin' Care Of Business' на лейбле Dot (по всей видимости 1967 года) и 'Up And Away' на Decca (судя по всему 1969)

Если с обложки первого альбома пианист привлекал публику изысканным и даже слегка загадочным образом, то на второй, украшенной неуместной сайкаделик-экстетикой, по не слишком очевидным причинам превращался в заправского клоуна. Несмотря на казалось бы полную визуальную несовместимость музыкально пластинки были вполне схожи и представляли из себя образцы вполне себе заурядного коммерческого соул-джаза.

О заметных финансовых отчислениях с двух пластинок говорить не приходилось - построить на этом главную историю черного джаза не представлялось возможным, разве что дало шанс спродюсировать сингл-другой под вывеской RDL Productions.

Расселл был далеко не первым кому пришла идея устроить лейбл, посвященный черной музыке, однако судьба распорядилась так, что он оказался одним из немногих кому мечту удалось претворить в жизнь.

В одной из заметок в Billboard Рассел был назван первым черным со времен братьев Спайкс, кому удалось основать джазовый лейбл. То, очевидно, неправда, учитывая опыт Mercer Records (лейбл сына Дюка Эллингтона), Excelsior (история Отиса Рене), Debut (проект Чарльза Мингуса - Макса Роуча) и даже Strata / Strata-East, как и Black Jazz, появившихся в начале семидесятых.
В одной из заметок в Billboard Рассел был назван первым черным со времен братьев Спайкс, кому удалось основать джазовый лейбл. То, очевидно, неправда, учитывая опыт Mercer Records (лейбл сына Дюка Эллингтона), Excelsior (история Отиса Рене), Debut (проект Чарльза Мингуса - Макса Роуча) и даже Strata / Strata-East, как и Black Jazz, появившихся в начале семидесятых.

Подоплека была далеко не только музыкальная - молодость артиста пришлась на расцвет идей афроцентризма, борьбы черного населения за свои права - в конце шестидесятых Расселл переехал в Окленд, город в Калифорнии, где, кроме прочего, базировались Черные пантеры.

Августовский, специальный выпуск журнала Ebony - 'The Black Revolution'. Журнал Ebony появился в 1945 году и задумывался как своеобразный Time для черных
Августовский, специальный выпуск журнала Ebony - 'The Black Revolution'. Журнал Ebony появился в 1945 году и задумывался как своеобразный Time для черных

Black Jazz принято считать этаким авторским проектом Джина Рассела - в скромных сопроводительных текстах к альбомам лейбла Рассел указан не только в качестве продюсера, но и звукорежиссера, а в Billboard осени '71 года в анонсе промо-тура по США в поддержку свежесозданного лейбла Рассел указан в качестве президента компании.

Из журнала Billboard, выпуск от 4 сентября 1971 года
Из журнала Billboard, выпуск от 4 сентября 1971 года

Впрочем, упоминается в краткой заметке и другое имя, некоего Рэя Лоренса, который, как выясняется, занимал позицию маркетингового консультанта. Обладатели первой пластинки лейбла, символично названного сольного альбома самого Рассела 'New Direction', могли столкнуться с той же фамилией прямо в разделе 'Credits' в левом нижнем углу конверта, разве что тут Рэй был указан ответственным за дизайн обложки.

На первом же выпуске Black Jazz можно рассмотреть 'Ray Lawrence Ltd.', организацию, ответственную за оформление серии
На первом же выпуске Black Jazz можно рассмотреть 'Ray Lawrence Ltd.', организацию, ответственную за оформление серии

И если маркетинговые компании '71 года рядового поклонника джаза вряд ли могут заинтересовать, то вот дизайн Black Jazz мгновенно выделял (и выделяет по сей день) пластинки серии среди всего ассортимента джаза, соула, фанка начала семидесятых годов и сыграл не меньшую роль в становлении культового статуса, чем звучащая с пластинок музыка.

На первых шести выпусках Black Jazz фронтальная и обратная стороны обложек практически идентичны
На первых шести выпусках Black Jazz фронтальная и обратная стороны обложек практически идентичны

Вполне возможно, что первоначальная концепция пришла именно указанному на конверте Рэю Лоренсу - с середины шестидесятых Рэй, помимо прочего, занимался тем, что договаривался об установке стеллажей с пластинками в разных торговых точках.

Опыт в виниловом мерчендайзинге и привел его к идее о том, что обложка пластинки должна выглядеть одинаково, как спереди, так и сзади - поскольку его музыкальные оазисы располагались в пространствах, где отсутствовал разбирающийся в теме персонал пластинки зачастую оказывались перевернутыми обратной стороной, что приводило потенциальных покупателей в определенное замешательство.

Идея, правда, себя не оправдала и спустя шесть выпусков концепция сменилась на более традиционный формат с фотографией на лицевой стороне конверта и сопроводительным текстом / перечислением музыкантов на обратной.

Более традиционный дизайн, использованный для выпусков 7-17. Автором концепта и многих снимков указана Дороти Танус
Более традиционный дизайн, использованный для выпусков 7-17. Автором концепта и многих снимков указана Дороти Танус

Большая часть фотографий для лейбла была сделана Дороти Танус (Dorothy Tanous), работавшим в то время на западном побережье фотографом - она также указана ответственной за новый, чуть более консервативный облик лейбла.

Последние же четыре номера Black Jazz вышли за пределы прежде очерченной черно-белой схемы и заметно выделяются на фоне других альбомов серии.

Все двадцать альбомов Black Jazz, выпущенные в период 1971-1975 годов
Все двадцать альбомов Black Jazz, выпущенные в период 1971-1975 годов

Рэй Лоуренс: от руководителя оркестра до винилового мерчендайзера

В каждой шутке известная доля правды - за пятнадцать лет до основания собственной Ray Lawrence Ltd. ее глава действительно руководил джазовым оркестром, созданным на базе родного университета штата Огайо. Рэю было всего двадцать лет.

Были в карьере мистера Лоуренса позиции куда более ответственные - в первой половине шестидесятых его назначили генеральным менеджером Colpix Records, музыкального ответвления кинокомпании Columbia Pictures, и он, помимо прочего, отметился выпуском первой комедийной пластинки будущего легендарного режиссера Вуди Аллена и альбомом нового покорителя девичьих сердец Дейви Джонса, участника группы The Monkees.

В конце шестидесятых Рэй помогал с распространением записей оркестра NTSU (Университета Северного Техаса)
В конце шестидесятых Рэй помогал с распространением записей оркестра NTSU (Университета Северного Техаса)

Был у Рэя и свой лейбл - всю вторую половину семидесятых он усиленно занимался проектом получившим названием Dobre. По всей видимости давали знать о себе корни - wiki утверждает, что мать Рэя родом из Ужгорода.

Пара коллекционных позиций лейбла Dobre
Пара коллекционных позиций лейбла Dobre

Примерно в то же время один героев лейбла Black Jazz Даг Карн сменил имя на Абдул Рахим Ибрагим, выпустил перенасыщенную вокальными партиями пластинку на собственном Tablighi Records и искренне рассчитывал на успех. Если бы не помощь Рэя Лоуренса с дистрибуцией альбом бы очевидно ждала куда более печальная участь.

Применительно к обсуждаемой теме, из внушительного количества частично перечисленных заслуг мистера Лоуренса, одна имеет наибольшее значение - в начале семидесятых Рэй познакомил Джина Рассела с Диком Шори, большим человеком в музыкальной индустрии, недавно давшим старт собственной Ovation Records.

Откуда деньги, Джин?

Важно понимать, что собственный лейбл во времена аналоговой звукозаписи затея не из дешевых - оплата студийного времени, каких-никаких гонораров музыкантам (к слову, обязательных, иначе под суд), пара долларов дизайнеру, плеяда технологических моментов (мастеринг, печать обложек, собственно пластинок).

В семидесятых печатать пластинки стало чуть проще, что породило так называемое 'private pressing' явление - когда музыканты в частном порядке выпускали обычно одну-две пластинки - однако экономить приходилось на всем. Обложки рисовали сами, печатали в ч/б, записывали собственными силами, штамповали на дешевой пластмассе. Прямо скажем не последнюю роль играл и маркетинг - продать сколько-нибудь заметное количество пластинок без помощи серьезного дистрибьютора не представлялось возможным.

Тут на помощь и пришел Дик Шори, с момента выхода из проекта Рэя Лоуренса целиком и полностью ответственный за финансирование и дистрибуцию Black Jazz.

Дика Шори придавило его любимой перкуссией - постановка для обложки его альбома 'Music For Bang, Baaroom And Harp' выпущенного в 1958 году RCA Victor
Дика Шори придавило его любимой перкуссией - постановка для обложки его альбома 'Music For Bang, Baaroom And Harp' выпущенного в 1958 году RCA Victor

Для того чтобы обозначить место Шори в музыкальной индустрии двадцатого века достаточно нескольких, очень характерных изображений, благодаря которым становится очевиден масштаб личности в истории.

В 1957 году, будучи членом Чикагского симфонического оркестра, Шори устраивает альбом 'Re-Percussion' для лейбла Concert-Disc - запись оказалась не только среди первых выпущенных стерео-пластинок, но и своеобразной предтечей всех аудиофильно-перкуссионных серий начала шестидесятых на лейблах Mercury, RCA Victor, и даже, во многом, Audio Fidelity / Command.

Дебютный альбом Дика Шори 'Re-Percussion' на лейбле Concert Disc, 1957 год
Дебютный альбом Дика Шори 'Re-Percussion' на лейбле Concert Disc, 1957 год

На артиста обратили внимание продюсеры RCA Victor - лейбл сыграл в карьере Шори ключевую роль. На нем он не только стал ответственным за серию Stereo Action, в рамках которой как раз и выходили вышеупомянутые аудофильные истории, но и принял непосредственное участие в разработке Dynagroove, внедренной в 1963 технологии, использовавшей аналоговые компьютеры для нейтрализации искажений в верхнем частотном диапазоне и усилении низких частот на тихих музыкальных участках.

Проекты Stereo Action и Dynagroove, над которыми работал Шори на RCA Victor
Проекты Stereo Action и Dynagroove, над которыми работал Шори на RCA Victor

Dynagroove не стоит путать с Dynaflex - вторая технология, в отличие от первой, активно применялась на Black Jazz. Напомню, что формат Dynaflex был разработан RCA в самом конце шестидесятых - подобные пластинки легко отличить по характерной невесомости и возможности винила сгибаться чуть ли не под прямым углом.

Надо сказать, что обе технологии вызывали и до сих пор продолжают провоцировать множество споров. Dynaflex, к примеру, позиционировалась RCA в качестве куда более эффективного формата; экономия пластмассы позволила исключить использование вторично переработанного винила - recycled пластинки традиционно имеют заметно больший шум массы.

Более того, состав пластмассы делал ее менее хрупкой, впрочем были и недостатки - коллекционеры той поры жаловались на то, что плотно стянутые целлофаном пластинки с легкостью искривлялась еще на магазинных полках и дали технологии новое название 'dynawarp'.

Достиг необычайных высот Шори и в качестве автора-разработчика музыкальных инструментов - в пятидесятых он познакомился с Уильямом Людвигом-старшим и уговорил его начать продавать не только отдельные инструменты, но и барабанные установки целиком, что не только стало огромным финансовым прорывом, но и впоследствии открыло новые возможности для молодых музыкантов.

Ливерпульская четверка и 'рабочий' от Ludwig. Дик Шори крайний справа
Ливерпульская четверка и 'рабочий' от Ludwig. Дик Шори крайний справа

Ключевую же роль в финансовом успехе компании сыграл Ринго Старр, который для своего выступления на шоу Эда Салливана в феврале 1964 года выбрал бас-бочку с соответствующим логотипом - согласно знаменитой байке Ринго попросту приглянулся жемчужно-черный цвет барабанов.

Считается, что телевизионную трансляцию смотрели больше семидесяти миллионов человек - в цифрах трудно усомниться, хотя бы потому, что спустя короткое время продажи продукции Ludwig выросли более чем в два раза.

Останавливаться на достигнутом Шори и не планировал - совершенно логичным выглядел его следующий шаг, когда ближе к концу шестидесятых он решился основать собственный лейбл, получивший название Ovation Records.

Схожесть логотипов Ovation Records и Black Jazz Records, прямо скажем, налицо
Схожесть логотипов Ovation Records и Black Jazz Records, прямо скажем, налицо

В течение пяти лет Шори выпускал понравившуюся ему музыку абсолютно вне жанровых привязок, пока в середине семидесятых изданные Ovation записи кантри-дуэта The Kendalls не дали лейблу заметных продаж и определили стилистическую направленность лейбла вплоть до его закрытия в начале восьмидесятых.

Сравнение этикеток Ovation и Black Jazz
Сравнение этикеток Ovation и Black Jazz

На Ovation (и соответственно Black Jazz) нашли применение и эксперименты Шори со звуком - несмотря на то, что его имя далеко не всегда всплывает при перечислении разработчиков квадрофонического звука его по праву можно считать 'крестным отцом' популярной в начале семидесятых аудио-находки.

Шори до последнего не терял веры в новый формат, продолжая выпускать квадрофонические пластинки до середины десятилетия - как известно, публика быстро растеряла интерес к новинке, однако годы спустя технология получила новую жизнь с модой на объемный, кинотеатральный звук.

Демонстрационная квадрофоническая пластинка лейбла Ovation
Демонстрационная квадрофоническая пластинка лейбла Ovation

Любопытно, что за двадцать выпусков лейбла Black Jazz фамилия Шори ни разу так и не всплыла - впрочем, его детище Ovation упоминалось при каждой удобной возможности, как на конверте, так и на этикетках пластинок. Вышли на лейбле и шесть пластинок-переизданий c записями, сделанными для Black Jazz - все они имели новое, крайне яркое оформление.

Шесть сборников на Ovation музыкального материала прежде изданного на Black Jazz
Шесть сборников на Ovation музыкального материала прежде изданного на Black Jazz

Что важно, Шори действительно максимально отстранился от собственно музыкального процесса, ограничившись исключительно финансово-дистрибьюторскими обязанностями. Что, в свою очередь, полностью переворачивает громкие Billboard-заявления о том, что Black Jazz был первым лейблом с двадцатых годов, которым владел черный музыкант - как утверждал сам Шори, когда он стал частью проекта, Рэй Лоуренс владел большей частью Black Jazz, с которой, судя по всему, и расстался в пользу основателя Ovation.

Впрочем, история владения правами на музыку лейбла крайне запутанная и заслуживает отдельного, не менее обстоятельного разговора, который полагаю случится в ближайшее время, наравне с более пристальным взглядом на судьбы артистов Black Jazz.