Найти в Дзене

Шлем-шишак XVII века, ставший моделью для картины Ореста Кипренского, и не только его

Известный коллекционер XVIII - начала XIX в., историк, государственный деятель граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин старался не упускать интересные старинные вещи и бережно собирал их. Чего только не было в его собрании древностей! Среди этих раритетов обращал на себя внимание шлем XVII века, так называемый шишак, превосходной работы, очень красивый и хорошо сохранившийся. Он сейчас находится в Эрмитаже, что о многом говорит.

Шлем-шишак XVII в. Эрмитаж
Шлем-шишак XVII в. Эрмитаж

Этот шишак достался Мусину-Пушкину от наследников князя Михаила Михайловича Темкина-Ростовского, которого царь Алексей Михайлович пожаловал в бояре. Короче, знатный был человек и довольно богатый, так что мог себе позволить мастерски сделанный шлем, в котором он участвовал в войне против Речи Посполитой. Мусин-Пушкин не был коллекционером, который чахнет над своими сокровищами и никому не дает к ним притронуться. Он охотно делился ими, дарил.

Вот и шишак Темкина-Ростовского он подарил своему другу А.О. Оленину, который потом стал президентом Академии художеств, и в дочь которого был одно время влюблен Пушкин и даже мечтал на ней жениться.

Орест Кипренский. "Дмитрий Донской на Куликовом поле"
Орест Кипренский. "Дмитрий Донской на Куликовом поле"

Итак, шлем был подарен Оленину в Пасху 1805 года, притом Мусин-Пушкин сопроводил подарок письмом, в котором отмечал, что это "вместо яичка". Тонкий юмор графа понятен, ведь шишак по своей форме действительно напоминает яйцо. Оленин был рад подарку и похвастался им перед художником Орестом Кипренским, а тот как раз в это время писал картину "Дмитрий Донской на Куликовом поле".

Увидев старинный шишак, художник сразу понял, что его надо изобразить в картине. Кстати, это первый случай в русском искусстве, когда древнерусский доспех написан с натуры. Выше вы можете видеть эту картину, шишак стоит у ног Дмитрия Донского.

А. Ермолаев. Рисунок на титульном листе "Письма к графу А.И. Мусину-Пушкину о камне Тмутараканском"
А. Ермолаев. Рисунок на титульном листе "Письма к графу А.И. Мусину-Пушкину о камне Тмутараканском"

На этом выступление княжеского шлема в роли модели для художников не закончилось. В 1806 году Оленин написал труд под названием "Письмо к графу А.И. Мусину-Пушкину о камне Тмутараканском", который стал первой в России работой, посвященной изучению древних рукописей. Так вот, при издании "Письма" на титульном листе фигурировал шишак Темкина-Ростовского в качестве иллюстрации. Превосходную гравюру сделал с натуры художник А.И. Ермолаев, который был к тому же еще и археологом, интересовался древними рукописями, был в этом смысле сотрудником Оленина и вообще жил в его доме.

Так что шлем был у него перед глазами.

И. Иванов. Фронтиспис для первого издания поэмы Пушкина "Руслан и Людмила" (фрагмент).
И. Иванов. Фронтиспис для первого издания поэмы Пушкина "Руслан и Людмила" (фрагмент).

Но и на этом не закончилась роль модели для старого шишака. Юный Александр Пушкин написал поэму "Руслан и Людмила", после чего стал знаменитым. Для первого издания поэмы Оленин, покровительствовавший молодому таланту, сделал эскиз фронтисписа. А уже художник, известный гравер И.А. Иванов, по этому эскизу сделал отличную гравюру. На ней изображены все основные персонажи поэмы, в том числе Говорящая Голова. Ну, а теперь догадайтесь с трех раз, какой шлем на голове этой Головы?

Оленин хотел в 1835 году подарить шишак Академии художеств, но не встретил с ее стороны энтузиазма. Так что раритет остался в семье. Через 31 год дочь Оленина Варвара подарила шлем царю, который отдал его в коллекцию оружия в Царском Селе. А через 20 лет эта коллекция вместе с шишаком Темкина-Ростовского поступила в собрание Эрмитажа, где хранится и сейчас.

#искусство #культура #история #музеи #артефакты

Подписывайтесь на мой канал!

Читайте еще здесь:

Рисунки Микеланджело на стенах его тайного убежища

Почему святого Христофора изображали с собачьей головой? Лично видел такое на стене греческой церкви