Планирование в бизнесе – длинная цепочка примеров побед надежды над опытом. Самый раскрученный пример - Сиднейская опера, которую открыли на десять лет позже, сделали проще, а денег потратили в 15 раз больше. Но и небольшие бизнесы чересчур оптимистичны в прогнозировании собственного будущего.
С этим надо что-то делать - уж больно часто мы расстраиваемся, видя, что результаты далеки от созданных радужных планов.
Но сперва подумаем - что общего у синоптиков и делающих ставки на бегах?
Если кому-то в голову пришла мысль: «они часто ошибаются» - это правильная мысль. Точнее, и те и те привыкли получать обратную связь, причем практически незамедлительно . Постоянно делают прогнозы и в курсе - насколько они верны. В результате, как пишет Фишхоф, и в повседневной жизни синоптики с игроками достаточно точно определяют точность своих прогнозов.
Использование моментальной обратной связи - один их двух способов борьбы с излишней самоуверенностью.
Второй - почаще думать по каким причинам наш план провалится. Автоматический ход мыслей строго противоположен - мозг подбирает доказательства, почему высказанная нами идея верна. Мы ищем подтверждения своим словам и действиям, а вовсе не стремимся опровергнуть их.
Чтобы повысить реалистичность предсказаний, сознательно заставляем себя рассматривать информацию, прямо противоположную нашей точке зрения.
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 20 лет в strategy&marketing, автор концепции психологической инженерии бизнеса
Моя книга "Человек покупающий и продающий" - все что важно знать о связи психологии и бизнеса.
Купить - OZON, Labirint, Читай-Город, Book24, Litres, книжный магазин за углом и торренты