Продолжение
Правительственные войска практически без сопротивления приступили к захвату нескольких Шалинских хуторов, жители которых успели отогнать в леса только большую часть домашнего скота. Остальное имущество, а также запасы хлеба и фуража, были уничтожены не месте, после чего генерал А.В.Галафеев распорядился возвращаться к временному лагерю. Несмотря на то, что совсем рядом находились основные партии имама Шамиля, мюриды ничем себя не проявили и не вступив в бой, отошли подальше в лес. Всего 7 октября части “Чеченского отряда” сожгли 5 хуторов, в которых насчитывалось до 200 домов, получив в ответ несколько разрозненных выстрелов. Зато на обратном пути, как обычно чеченцы начали преследование, и разыгралось яростное арьергардное сражение, в котором погибли 12, получили ранения 25 нижних чинов и потеряна 1 строевая лошадь.
Жители Шалинских хуторов, поверившие красноречивым речам мюридов, с сожалением для себя констатировали, что имам Шамиль стал избегать открытого сражения с российскими регулярными частями. Начались глухое брожение уже против последователей шариата среди населения восточной части Чечни. Возможно, в этом и заключается одна из причин того, что в октябре 1840 г. Ташав-хаджи был отстранен от управления соседним Аухом. Вместо него, наибом был назначен даргинец Булат-мирза Акушинский, известный богослов и один из вернейших приверженцев имама Шамиля (в конце года убит чеченцами). Вслед за Шалинскими хуторами подобное «невыгодное впечатление» стало распространяться и в соседних чеченских обществах, а вскоре дошло и до селений в западной части Чечни. Лазутчики непрестанно сообщали, что «гехинцы и вообще жители Малой Чечни негодуют на имама, упрекая его в бездействии. Но ропот тотчас прекратился, как только к Шамилю прибыли 800 андийцев и 100 ичкеринцев».
Прибыв к лагерю у селения Герменчук, экспедиционные части провели два дня, после чего 10 октября направились к селению Саит-Юрт. На подступах к лесу чеченцы открыли ружейную стрельбу, но быстро отошли вглубь зарослей после нескольких картечных выстрелов. Однако в глубине массива в удобной балке, пересекавшей дорогу поперек, сконцентрировались большие силы горцев. Полковник Р.К.Фрейтаг, не желая терять солдат и время на орудийную пальбу, распорядился 2 батальонам своего полка двинуться справа и слева от позиций мюридов. Егеря Куринского полка двинулись через лес с барабанным боем, производя беспрерывный шум, создавая впечатления многочисленного войска. Чеченцы не стали ожидать полного обхода правительственных войск и сделав несколько выстрелов, быстро покинули удобную впадину и выбрались из леса. Авангардная колонна без малейшего сопротивления вошла в селение Саит-Юрт, после чего все покинутые жителями дома были преданы огню вместе с большими запасами зерна и сена. Открывалась дорога через густо заросший лес к соседнему аулу Автуры, в котором мюриды чувствовали себя вольготно, поэтому подразделения военной экспедиции к нему и проследовали.
Всем подразделениям “Чеченского отряда” оставалось пройти всего две версты, но большая часть дороги до реки Хулхулау проходила через лесной массив с крупным деревьями вперемежку со сплошным кустарником, что позволило чеченцам вести прицельный огонь с расстояния в 7 шагов, т.е. в упор. Наезженную дорогу пересекала еще и болотистая трещина, мост через которую чеченцы заблаговременно уничтожили, что еще больше затрудняло продвижение. Горские командиры не стали сразу же открывать огонь по вхождению авангардной колонны в лес, а выждали пока в узкое дефиле втянется как можно больше правительственных войск. Как только первые солдаты стали выходить на поляну, со всех сторон грянул оглушительный ружейный залп, и чеченцы бросились в шашки, направив свой удар в места разрыва пехотных цепей. Рукопашная схватка в густых лесных зарослях продолжалась до полутора часов, пока последняя пехотная рота не выбралась на открытое место. Погибшими в лесной чаще насчитали 48 солдат, раненными 1 офицера, 74 нижних чинов и «лошадей убыло 23».
Разорив селение Автуры, окрестные хутора Арсана, Асабая и др., подразделения “Чеченского отряда” уже без арьергардной стрельбы вернулись к временному лагерю у аула Герменчук. Отсюда отдельные колонны провели еще несколько фуражировок, не встречая партий мюридов и 18 октября военная часть похода завершилась без каких-либо эксцессов у стен крепости Грозной. Это оказалась последней самостоятельной экспедицией генерала А.В.Галафеева, после чего он сдал командование “Чеченским отрядом” своему прямому начальнику.
Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.