Найти в Дзене
Виктор Никитин

Робби Кригер о Джиме Моррисоне и записи L.A.Woman

Это статья представляет из себя компиляцию из нескольких интервью Робби Кригера, гитариста группы Дорз, посвященных 40 и 50-летиям выпуска альбома Дорз - L.A.Woman, и отрывки из его недавно вышедшей книги "Set This Night On Fire", о которой я уже писал ранее. Там, где будут задавать вопросы журналисты, я их буду выделять жирным шрифтом.

Дорз
Дорз
"Я рад, что LA Woman был нашим последним альбомом", - говорит Робби Кригер. "Он действительно был нашим лучшим альбомом, он показал то, чем мы были на самом деле. Первый альбом тоже был хорош, но LA Woman был более раскованным, это почти живая запись, - он звучит как репетиция. Это настоящие Дорз".

Спустя столько лет, на юбилейном издании LA Woman, состоящем из двух компакт-дисков, наряду с альтернативными версиями классических песен, таких как Love Her Madly и Riders On The Storm, недавно появилась композиция "She Smells So Nice", которая в альбом не вошла. Внешне она выглядит прекрасно и чем-то похожа на другие песни группы, единственное, что она не до конца доработана и чувствуется что, Джим не в лучшей форме.

Записанный в конце 1970-х и начале 71-го, LA Woman - превосходная коллекция жесткого, напористого блюза с отличным звуком - что является главной отчетливой особенностью группы, которая была предоставлена самой себе. Во время сессий записи и дальнейшей работе над песнями проявилась ужасная склонность Джима Моррисона к выпивке. Если и раньше он не очень себя сдерживал, то теперь он вообще вышел из-под контроля, его настроение, усугубленное судебным делом, связанным с инцидентом во Флориде, привело его совершенно в разобранное состояние.

Дорз
Дорз

Добавил ко всему этому проблем давний продюсер Doors Пол Ротшильд. Он назвал новые песни группы "коктейлем для бара" и отказался от записи. Как ни странно, группа восприняла его отказ совершенно спокойно, пригласила басиста Элвиса Пресли Джерри Шеффа и гитариста Марко Бенно и взяла на себя продюсерские функции, а сопродюсером взяла своего звукоинженера Брюса Ботника.

"Это было напряженное время, - говорит Кригер, - но нам было очень весело работать над этой записью. Все считали нас проблемной группой, собственно так оно и было. Но всякий раз, когда мы играли, все чувствовали себя отлично. Самое крутое было, когда мы записывали такие песни, как Riders on the Storm и LA Woman, мы просто джемовали, это ведь "живая" запись как на концерте, вы только послушайте”, - вспоминает Кригер. “Мы придумывали на месте то, чего не делали годами.

На LA Woman появляется настоящее чувство раскованности. Это то, что вы все чувствовали, когда наконец-то начали продюсировать самих себя?

Кригер: "Это точно так. Все предыдущие наши записи были спродюсированы Полом Ротшильлдом, который был отличным продюсером, но он был немного... дотошным. LA Woman начиналась как демо-запись. Мы были как бы на репетиции, а не в какой-нибудь студии за 100 долларов в час, и мы знали, что звук, который нам был нужен, можно сто раз прослушать и переделать, если надо. В каком-то смысле мне казалось, что мы "возвращаемся домой", к своему началу. Все это было здорово".

Дорз
Дорз

Когда Пол Ротшильд сказал, что не хочет продюсировать альбом? Задела ли вас его критика?

Кригер: "Произошло то, что произошло. Мы были в восторге от музыки, которую написали. Мы репетировали пару недель, прежде чем сыграть кое-что для Пола. Однажды он пришел в студию и послушал - и вы знаете, может быть, мы были не в лучшей форме; трудно сказать [смеется]... но ему это просто не понравилось. Он не въехал в то, что мы сыграли.

"Мне неприятно об этом думать, но Пол только что выпустил хитовую пластинку. Он сделал это с Дженис Джоплин. Может быть, он говорил себе: "Двери" вот-вот развалятся. Я не хочу быть втянутым в это дело". А Дженис, кстати, тоже только что умерла – возможно, он смотрел на Джима и думал: "Чувак, ты можешь быть следующим, ты уже под прицелом". Кто знает, что может случиться?... Я не знаю. Может быть, Пол не хотел, чтобы его называли "продюсером мертвецов". Но такое было время."

"Альтернативные версии, конечно, у нас есть. Но большая часть нашего материала была записана вживую, с минимальным количеством наложений. Вы можете это почувствовать. В песне LA Woman Джим подпевал прямо во время нашей игры. Он любил петь в ванной, потому что там было приятное эхо, но здесь он мог выглянуть из своей кабинки и увидеть нас. Да, это было практически как прямой эфир.

Дорз
Дорз

Эти версии определенно дают представление о том, как группа звучала бы, исполняя песни на сцене.

Кригер: "Только на сцене мы бы звучали лучше. Если бы мы играли каждый вечер, две или три недели подряд, просто подумайте о том, как все могло бы пойти дальше ".

Думали ли Doors о гастролях в поддержку альбома? Были ли некоторые проблемы с тем, чтобы группа играла вживую?

"Мы бы отправились в турне. Однозначно. Мы уже отыграли пару концертов. То, что произошло после Майами, было решением собрания так называемой "Ассоциации менеджеров концертных залов", которое запретило нам играть в каких-либо крупных заведениях. Какое-то время мы не могли выступать. Но через восемь месяцев, а может быть, и через год, пара залов наконец позволила нам сыграть у них. Мы дали концерт в Техасе и в Новом Орлеане - к сожалению, это было последнее шоу, которое мы когда-либо делали вместе..."

Дорз
Дорз

Большинство песен на LA Woman были записаны с дополнительными музыкантами. Вы бы гастролировали в составе пяти или даже шести человек?

Кригер:"Вполне возможно. В некоторых песнях у нас не было басиста. Но мы использовали басистов на всех наших альбомах. Мы никогда не гастролировали ни с кем из них, за исключением одного или двух концертов уже не помню где. Но было бы забавно поиграть с Джерри Шеффом и Марком Бенно на концерте".

Как группа воспринималась на этом этапе? Были ли многие из ваших старых поклонников, не ориентированных на поп-музыку, разочарованы музыкой, которую вы создавали?

Кригер:"Я думаю, что наши старые фанаты были более разочарованы, когда мы сделали Soft Parade, тем, как мы использовали там рожки и струнные инструменты. Наверное, что многим из них это не понравилось. Вместо Дорз это звучало как "Джим Моррисон и оркестр". [смеется] Но у нас были хиты - "Touch Me" и тому подобное. А когда "Morrison Hotel" появился с "Roadhouse Blues", я думаю, что многие наши старые поклонники снова присоединились к нам".

Каково было физическое состояние Джима во время записи?

Кригер :"Он был очень груб. Весь этот судебный процесс висел у него над головой как дамоклов меч. Он чувствовал себя не слишком хорошо с точки зрения здоровья. Я помню, как он кашлял и сплевывал кровь, вероятно, из-за того, что выкуривал слишком много сигарет. Но, на мой взгляд, Джим был несокрушим. Я думал, он будет пить столько виски в день, пока ему не исполнится 90 лет. Но наверное, я его переоценил..."

Дорз
Дорз

Когда он поехал во Францию, была ли это общая идея, чтобы дать ему немного отдохнуть?

Кригер: «Да. Мы тоже были рады за него. Он часто приходил в студию в плохом состоянии. Частично именно это объясняет тот факт, что мы записывали песни сразу с первого дубля, потому что не знали, а сможет ли Джим спеть еще раз. На некоторых пенснях слышно, как срывается его голос. Мы подумали: эта поездка ему очень нужна. Может быть, когда он вернется, с ним все будет в порядке? Я никогда не думал, что это будет его последний альбом".

Если бы Джим был жив, как вы думаете, куда бы пошла группа в музыкальном плане после LA Woman?

Кригер: "Я думаю, что с Riders On The Storm и таким джазовым звучанием мы могли бы пойти по этому пути, или это могло бы быть более блюзовым. Джим иногда впадал в уныние. В одной из наших песен он поет: "Я старый король блюза". [смеется] Я думаю, ему понравился этот образ. Блюз и джаз - и то, и другое в любом случае является частью наших корней".

В начале 70-х такие группы, как Yes и ELP, играли большой прогрессивный рок с очень длинными и сложными аранжировками.

Кригер: "Да, верно. Ну, трудно сказать, возможно, мы тоже так поступили бы. У нас была песня "Чествование Ящера", которая была почти сюитой. Мы могли бы пойти таким путем."

Люди не часто говорят об игре Джона Денсмора на барабанах, но он один из лучших во всем Лос-Анджелесе. У него такой уникальный стиль игры.

Кригер: "Это абсолютно точно".

Как он тогда относился к группе? Он открыто высказывал свое недовольство Джимом…

Кригер: "Джон всегда был не в ладах с Джимом. Много раз он был на грани того, чтобы уйти. Но ему всегда нравилось играть с нами то, что мы играли. Он был ее неотъемлемой частью. Несмотря на все это, он определенно был барабанщиком Doors. Никто не смог бы сделать то, что он сделал в музыкальном плане. Да и он вряд ли смог бы раскрыться в другой группе."

А что нравилось из другой музыки Джиму?

Кригер: "Блюз. Джиму всегда нравился блюз. Мадди Уотерс, Джон Ли Хукер… Я пытаюсь вспомнить, что еще. Вы знаете, я услышал как-то высказывание по радио, на одной из FM-станций, и это была та маленькая вещица, которую я включил в свою The WASP (Texas Radio And The Big Beat). Она прозвучала на Техасском радио - "да-даа-дапп!" - Я как бы украл ее из этой песни. Может быть, если парень, написавший эту песню, позвонит мне, я дам ему немного денег". [смеется]

Джим Моррисон
Джим Моррисон

Как вы отрабатывали свои гитарные партии с Марком Бенно?

Кригер :"По сути, мы хотели, чтобы кто-нибудь играл ритм-партии, чтобы я мог сосредоточиться на соло, не накладывая их - я бы просто играл их во время записи одновременно. Все получилось довольно хорошо. Марк знал, что он должен был делать. Я думаю, он проделал отличную работу".

Как появилась песня LA Woman?

Кригер: "Это хороший вопрос. [думает, напевает песню] Наверное, Рэй начал играть на аккорде А, а потом я подобрался со своими гитарными партиями. Потом Джерри начал копировать левую руку Рэя, но это не сработало, поэтому он придумал классную штуку."

Более раскатистая басовая линия...

Кригер: «Да. В то время он играл с Элвисом Пресли, так что вариант, который он нам предложил, напоминала мне Burning Love. В некоторых песнях, когда Джим не знал, что петь, он заглядывал в свои сборники стихов и черпал оттуда какие-то слова и идеи. На этот раз он придумал эту чушь о Лос-Анджелесе и "женщине из Лос-Анджелеса". Я не знаю, откуда все это взялось - это просто выскочило у него из головы ".

Crawling King Snake напоминает, Love Me Two Times. Она медленнее, но ваша основная гитарная фигура почти идентична.

"Да, вы правы. [смеется] Мы всегда слушали Джона Ли Хукера, нам всем нравились его вещи, и на Crawling King Snake есть еще и Рэй, играющий на гитаре… [думает] Ой, нет, он играл на клавишных на этой песне. А вот на Been Down So Long, я думаю, он играл на гитаре".

(эта видео запись считается последней записью Дорз)

Робби Кригер рассказывает, как Джим Моррисон превратился из "очень застенчивого и сдержанного" молодого певца в совершенно дикое существо, провозгласившее себя богом. The Doors были настоящим путешествием во времени, хоть и очень кратким, но наследие музыки группы переживет все сумасшедшие истории Моррисона.

“Музыка переживет все ”сумасшествия Джима“, - говорит он The Guardian в новом интервью. ”Музыка - это то, что будет удерживать Дорз в умах людей в течение последующих пятидесяти лет".

Истории о все более диких закулисных выходках Моррисона не нуждаются в большом преувеличении.

“Большинство людей, когда они принимают кислоту, становятся застенчивыми и тихими”, - говорит Кригер, рекламируя свои новые мемуары "Зажги эту ночь: Жизнь, смерть и игра на гитаре с The Doors". “С Джимом же все было наоборот. У него отказывали тормоза. Иногда мы не знали, что от него ожидать на сцене".

Джим не был рожден рок-звездой. Классический состав группы был окончательно сформирован в Калифорнии в 1965 году. Именно тогда к Моррисону и пианисту Рэю Манзареку присоединились Робби Кригер и барабанщик Джон Денсмор. В то время как Робби Кригер уже имел опыт игры на гитаре в стилях фламенко, блюзе и джазе, вокалист же был еще совсем зеленым.

Дорз
Дорз
“Джим никогда раньше не пел, а для певца очень важно иметь практику, так как твоим голосовым мышцам нужно время, чтобы развиться", - отмечает Кригер. "По вокалу я бы поставил Джиму 95 баллов по 100-бальной шкале школьных оценок, а в самом начале вряд ли он получил бы у меня более 10 баллов. Его голос стал его оружием”.

Хотя Кригер утверждает, что даже Моррисон считал придуманное имя персонажа "Король ящериц" очень "глупым", музыкант говорит, что готовность певца выйти за рамки живого была решающим элементом их успеха.

“Когда люди увидели, как мы играем, они поняли, что это не просто шоу”, - отмечает Кригер, написав в книге, что “не было никакой разницы между Джимом на сцене и вне ее. Я почти уверен, что и Хендрикс, когда он поджигал свою гитару, то делал это не ради того, чтобы просто согреться. Магия Джима заключалась в том, что он был просто Джимом”.

Вот такие откровенния Робби Кригера, гитариста группы "Дорз", собранные из разных источников за последние 10 лет. Возможно, вы об этом слышали ранее. Некоторые не очень важные детали и то, что было ранее описано в других моих статьях, я опустил.

И как всегда вам спасибо за ваше внимание. Всем успехов.

Подписаться

Еще о Дорз: