Найти тему
Вечер у камина с друзьями

"Мария. Спасти Москву", новый жанр отечественного кинематографа

"Не читайте до обеда советских газет. Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать "правду", - теряли в весе." Если бы профессор Преображенский жил в наше время, он бы сказал: "Не смотрите современных фильмов на исторические темы, окосеете". Спрашивается, что мне неймется? Мало "Бендера..." было? Так мне надо было посмотреть "героико-историческую драму" "Мария. Спасти Москву". На этом цензурные слова заканчиваются...Если бы в титрах было написано, что сюжетная линия в фильме основана на фантазии, на легендах и мифах, то куда ни шло. Там есть такие титры? Фильм преподносится как сказка? Нет. Как реальный исторический факт.

Сразу скажу, что не хочу никоим образом кого-то оскорбить или очернить. Тем паче православных. Более того, истинных верующих оскорбит скорее отснятый фильм, чем моё субъективное мнение.

Итак:

На экране появляется младший лейтенант НКВД Петрова с истинно коммунистическим именем Мария (актриса Мария Луговая), в жизни которой отразилась судьба страны. Будучи дочерью священника, она отрекается от отца и от веры и служит в НКВД Сразу вопрос, а как она туда попала? В состав НКВД, так на минуточку, входит ГУГБ (Главное управление государственной безопасности), так что попасть в эту организацию дочери священника было труднее, чем верблюду пройти через игольное ушко. Да и не брали туда женщин, если только машинистками или уборщицами. Если брали вообще.

-2

Но тут вам не там. Мария суперагент, сильная и независимая женщина, всегда одна, и расстреливает всех из именного пистолетика, а потому что работа у нее такая.

-3

Начинается война. Немцы подходят к Москве. И в этот момент, когда у НКВД хлопот полон рот - эвакуация заводов и жителей, обеспечение фронта всем необходимым, организация работы в тылу, истребление диверсантов и прочее, у Марии оказывается вагон свободного времени, и она решает навестить Матронушку, чтобы спросить у нее, что будет с Москвой.

Матронушка отвечает уклончиво: «Во что веришь, то и будет». И советует НКВДешной святой Марии, девице красной, в Бога не верующей коммунистке смотаться за линию фронта за иконой Богородицы. И не абы какой, а Тихвинской, которая находится в церкви, где служил отец Марии.

Дальше начинаются сплошные чудеса.

Она идет к начальству и максимально твердым голосом просит отправить ее на фронт. Комиссар НКВД смотрит на Марию и… говорит, что отправляет ее за Тихвинской иконой.

-4

Градус бреда там таков, что сложно даже серьезно его обсуждать. Это гораздо круче, чем легенда про визит Сталина к Матроне.

Потому что 1250000 человек, защищающих сейчас Москву – это вообще ни о чем, а вот икона – суперпупероружие. Ибо Тихвинская. А была бы Оптинская или Владимирская – это все равно как плотник супротив столяра, никакого толку.

И неважно, что Тихвинскую икону немцы из Тихвина увезли и вернулась она в Россию только в 2004 году. У нас же чудеса! "Военная" икона - Казанская. Ей молились при нашествии поляков, именно ее брал Кутузов для общего молебна перед сражением с Наполеоном. И даже если представить на секунду, что Сталин действительно согласился бы на облет Москвы с иконой, он выбрал бы именно Казанскую, потому что Сталин, сюрприз, учился в Тифлисской духовной семинарии и разбирался в таких тонкостях. На худой конец - Донскую, которой, по преданию, благословили князя Дмитрия перед Куликовской битвой. Она тоже есть в Третьяковской галерее.

Непонятно другое - в чьей голове вообще зародилась идея снимать такой фильм и что этот человек имел при этом в виду. Захотелось просто снять что-нибудь эдакое, героическое на православную тематику? Ну вот оно, "что-нибудь", получите, распишитесь...Может сценаристу и режиссеру по башке иконой садануть, которая мозгов прибавляет?

Но вернемся к фильму.

Марии дают диверсионную группу, или наоборот, несущественно. Добирается эта компания до церкви, врывается в нее, тычет в батюшку (актер Артур Смольянинов) оружием и требует икону.

-5

У священника в фильме очень выразительное лицо. И в этот момент оно становится ещё выразительнее.

Я его понимаю, честно. Не удивительно, что священник не верит нежданным гостям. Он-то верующий. Он знает, что Бог помогает тем, кто что-то делает, то есть, чтобы врага победить, надо не поклоны бить, а взять ружьишко, зарядить его, направить на врага и выстрелить. Без этого даже самая сильная молитва не сработает.

Но безумный сценарий не дает священнику шанса. Вдобавок Мария начинает на него наседать: «Именем коммунистической партии приказываю отдать икону!» .И священник решает присоединиться к отряду, чтобы присмотреть за этими блаженными.

-6

Ну а дальше отряд НКВДшной девы Марии чешет по тылам на захваченном танке, и фрицы, разумеется, не могут их остановить всей армией и авиацией.

Команда приезжает в Москву, отдает икону НКВДшникам, и вот бац! Очередное чудо! При передаче икона чудесным образом превращается из Тихвинской в Казанскую. А вот потому что! Дальше ее несут в самолет и торжественно облетают с ней столицу. Немцы бегут, пятками сверкают. Фильм заканчивается хэппи-эндом. Дева Мария с сержантом-диверсантом женятся, у них рождается ребенок, которого они крестят в церкви под умиленными взглядами командиров.

Можно, конечно, посмеяться. Но, лет через пятнадцать, по этому фильму начнут учить историю. А это уже не смешно. Думаю, пойдут дальше по этому пути. Новый жанр в нашем кинематографе утверждать - "героическое фэнтези с православным уклоном"...

Например: по приказу Сталина в ноябре 1941 находят старый герб Москвы с Георгием Победоносцем. Он оживает и копьём поражает врагов...

С уважением к читателям.