Читая журналы царской России не единожды находил сомнительным и излишне претенциозным отношение к российским врачам со стороны «передовой» прессы. Ярким примером могут служить иллюстрации журнала «Стрекоза», который любило в свое время читать «элита» России, «которую потом потеряли» (вместе с этой «элитой»)
Все им не так, врача занимаются бог знает, чем, не лечат, только деньги берут. Итак, журнал «Стрекоза» № 13, 1897 год, целевая аудитория - высшее общество, не рабочие же. Цикл зарисовок – «Наши врачи».
«В древние времена люди не знали микробов и бацилл, отлично себя чувствовали, умирали не раньше смерти и врачи в суе бегали по греческим городам и весям, ища гонораров, хотя бы и без пациентов»
Наш шутник, по-видимому не слышал о эпидемиях, выкашивавших известный мир со времен этой самой античности. В том-то и дело что «не знали микробов», но по мнению составителя это даже хорошо.
«По обычаям Китая врачу платят только в то время, когда пациент его здоров. При первом случае болезни врач возвращает деньги больному. Это приучает эскулапов быть дальнозоркими»
Ну тогда может быть врачу, принимавшему роды, тоже платить? Ну, до тех пор, пока младенец не вырастет и не заболеет? А саму заметку надо понимать, по-видимому так, что за излечение (за то, что врач сделал человека здоровым) платить в принципе не нужно.
«В наше время врачи слишком увлекаются оптическим приборами. Они проявляют необыкновенное пристрастие к микроскопу. Но это инструмент увеселительный: под микроскопом и блоха кажется стельной коровой»
Уровень образования шутника уже ясен. Ну кто же виноват, что он в гимназии (неизвестно на сколько классов оконченной) только блох ради потехи в микроскоп рассматривал. А если бы он в наше время попал – так вообще бы с ума сошел. Врачи ведь уже давно не только микроскопами пользуются.
«Вот почему мудро поступают те знаменитости, которые, за недосугом, даже завтракают в карете, между двумя визитами. Они ничего не делают. Они только получают деньги и рекомендуют своих ассистентов»
Вот он - главный посыл и мысль данного цикла иллюстраций. «Ничего не делают и за что им деньги плотют». Пошел на обед – плохо. Ешь в карете – тоже плохо, это не потому что ты торопишься посетить больного, а потому что больше денег хочешь. Попытка рекомендовать ассистента (чтобы разгрузить себя хотя бы) тоже не приветствуется.
«Велосипедное искусство создало и врача-велосипедиста на езде консультирующего. Он имеет то преимущество перед коллегами, что всегда идет впереди них.»
Честно говоря, здесь я не понял, что хотел сказать иллюстратор. Наверное, что врачам нельзя ездить на велосипедах, не иначе.
«Только в больницах уцелел еще расовый тип эскулапа, спокойно и благодушно выдающего паспорта на тот свет… всем желающим»
А это уже «классика» - больницы зло. Заняться благотворительностью? Нет, лучше потратиться на очередную подписку «Стрекозы»
«Ну, тащися, Сивка! – покрикивает охрипший земский врач и про себя думает «40 больных сейчас осмотрел в Гужове, штук 70 найду их в Белых Бобах, да к вечеру в Лашкаревщине еще с полсотни спущу! – ну, тащися, Сивка!»
А уж денег-то сколько врач получит за этих больных! Засунуть бы карикатуриста в сани к врачу, когда мороз под 40 градусов и уже при виде первой волчьей стаи (еще до Гужова), его мировоззрение бы перевернулось.
«Провинциальная акушерка. Всех видела, всех знает, всем рада и за всех крымское шампанское пила. Здравствуйте, тетенька»
Хорошо, что в провинции были хотя бы женщины акушерки. Благодаря ханжам из элиты у нас довольно поздно женщины пришли в эту профессию.