📅 Звуковой Календарь 06/01/2022
250 лет назад родился Александр Скрябин - один из самых необычных русских композиторов. Современникам его музыка и идеи казались то странными, то восхитительными, но безусловно яркими. Он был автором новаторской для своего времени идеи свето-музыки и мечтал объединить разные виды искусства в одном действе, способном преобразовать весь мир.
Скрябин родился в дворянской семье. Его мать умерла вскоре после его рождения, а отец работал в дипломатических представительствах в других странах, поэтому Александра воспитывали бабушка, а затем тетя. Если верить ее воспоминаниям, племянник с ранних лет был необычайно одарен, в пятилетнем возрасте уже играл на фортепиано, причем инструмент этот обожал и даже создал однажды модель рояля. Вскоре тетя решилась показать одаренного племянника известному пианисту Артуру Рубинштейну. Тот оказался так поражен талантом маленького Александра, что посоветовал не трогать его и позволить развиваться самостоятельно.
В 1882 г. Скрябина определили во Второй московский кадетский корпус в Лефортове. Здесь состоялось его первое публичное выступление, встреченное аплодисментами. В годы учебы в кадетском корпусе Скрябин продолжал заниматься и музыкой - сочинял первые произведения, учился сначала у студента Московской консерватории Георгия Конюса, затем у консерваторских преподавателей Сергея Танеева и Николая Зверева.
В 1888 году Скрябин, еще не окончив кадетский корпус, поступил в класс композиции и фортепиано Московской консерватории. Здесь он, как и его однокурсник Сергей Рахманинов, прослыл талантливым, но не самым старательным учеником: пропускал занятия, в домашних заданиях был исполнителен, но относился к ним формально и без инициативы, куда больше внимания уделяя собственному творчеству. Многое, правда, зависело от преподавателя, его умения объяснить и увлечь. Очень ценил талант Скрябина преподаватель фортепиано Василий Сафонов:
«Скрябин в высокой степени усвоил себе то, что так важно для пианиста и что я всегда внушал своим ученикам: “Чем меньше фортепиано под пальцами исполнителя похоже на самое себя, тем оно лучше”. Многое в его манере играть было мое. Но у него было особое разнообразие звука, особое идеально-тонкое употребление педали; он обладал редким и исключительным даром: инструмент у него дышал».
А с Антоном Аренским, преподававшим свободную композицию, у Скрябина отношения не сложились, поэтому он покинул его класс и в 1892 году окончил консерваторию только по классу фортепиано с малой золотой медалью.
В год окончания консерватории в издательстве Юргенсона вышел первый опус Скрябина — вальс фа минор, а затем еще несколько произведений, написанных под большим влиянием музыки Шопена. В 1894 году Скрябин дал свой первый авторский концерт и познакомился с меценатом Митрофаном Беляевым, который сыграет в его жизни огромную роль и станет издателем его сочинений. К первым своим заграничным гастролям в странах Европы, состоявшимся в 1896 году, Скрябин опубликовал уже 8 опусов. С этих пор существенная часть его жизни и концертов пройдет заграницей, с регулярными возвращениями в Россию.
Продолжая интенсивную композиторскую и концертную деятельность, Скрябин в 1897 г. женился на пианистке В. И. Исакович, в 1898 году стал отцом и начал преподавать в Московской консерватории по классу фортепиано.
Размах сочинений Скрябина только рос: в 1899 году в Москве исполнят его концерт для фортепиано с оркестром, а в 1900 году была завершена и исполнена его Первая симфония, причем, состояла она из шести частей вместо традиционных четырех, а в последней части были предусмотрены вокальные хоровые партии. Симфонию встретили противоречиво, но с живым интересом. Одни отмечали талант и яркость молодого композитора, другим грандиозность замысла Скрябина казалась излишней и даже претенциозной. К решению сделать в симфонии хоровой финал отнесся с непониманием и Митрофан Беляев - издатель Скрябина и поклонник его музыки.
Почти сразу же после премьеры Первой симфонии Скрябин взялся за Вторую, на этот раз состоявшую из пяти частей. Оценили ее холодно, критиковали за «нагромождение диссонансов». Анатолий Лядов, который должен был дирижировать симфонией в Петербурге 12 января 1902 г., жаловался:
«Ну уж и симфония! Это черт знает что такое!! Скрябин смело может подать руку Рихарду Штраусу. Господи, да куда же делась музыка? Со всех концов, со всех щелей ползут декаденты. Помогите, святые угодники!!»
Уже позже, спустя годы, публика «расслышит», поймет и полюбит Вторую симфонию.
В 1903 году Скрябин, уже бросивший преподавание, закончил черновой вариант Третьей симфонии, которую назвал «Божественной поэмой». Черновой ее вариант, исполняемый автором на даче в Оболенском, случайно услышал ребенком Борис Пастернак:
«Боже, что это была за музыка! Симфония беспрерывно рушилась и обваливалась, как город под артиллерийским огнем, и вся строилась и росла из обломков и разрушений. Ее всю переполняло содержание, до безумия разработанное и новое, как нов был жизнью и свежестью дышавший лес… И как не было в этом лесу ни одного листика из гофрированной бумаги или крашеной жести, так не было в симфонии ничего ложно глубокого, риторически почтенного…, но трагическая сила сочиняемого торжественно показывала язык всему одряхлело признанному и величественно тупому и была смела до сумасшествия, до мальчишества, шаловливо стихийная и свободная, как падший ангел».
В эти годы начали формироваться известные взгляды Скрябина на творчество и на мир. В 1904 году он жил с семьей в Швейцарии и в Париже, работал над симфонией и страстно делился своими идеями со знакомыми и даже с местными рыбаками. Его мечтой была «Мистерия», грандиозное преображение мира через соединение философии, музыки и других видов искусства. Эти идеи нашли отражение уже в «Божественной поэме», первом из трех ключевых скрябинских произведений. И если Вторая симфония сначала провалилась, то Третья, исполненная в Петербурге 23 февраля 1906 г., поразила публику и стала большим событием. О ее успехе в России Скрябин узнает из письма Владимира Стасова, находясь в Швейцарии.
Следующее свое сочинение Скрябин назовет «Поэмой экстаза». В период работы над ней он, живя уже со своей второй женой Татьяной Шлецер, увлекся теософией, а еще познакомился и сдружился с Георгием Плехановым. Возможно, отчасти из-за последнего обстоятельства настроение «Поэмы» называют созвучным революционным событиям 1905 года. «Вставай, подымайся, рабочий народ…» - так звучит ее эпиграф. В России ее впервые исполнили 19 января 1909 г., а 31 января уже при участии автора. Хоть и тогда находились люди, не готовые принять непривычную музыку, успех поэмы был грандиозен.
В 1910 году Скрябин окончательно вернулся в Москву. Он был уже знаменитым композитором и пианистом, чью музыку исполняли в России, странах Европы и в Америке. В Москве и вовсе появился кружок скрябинистов, в который входил и известный пианист и критик Александр Гольденвейзер. В это время Скрябин уже активно работал над «Прометеем» или «Поэмой огня» — последним его завершенным крупным произведением. Даже по сравнению с прошлыми его работами «Прометей» был смелым и новаторским: композитор переосмыслил принципы музыкальной гармонии, включил в партитуру хор, колокольный звон и даже «симфонию света» — невиданную идею для того времени. Он хотел, чтобы «Прометей» стал самой настоящей симфонией огней, и написал для него партию переменных светов - «огненных языков». При жизни Скрябина, однако, поэму исполнят со светом только однажды — в Нью-Йорке и без его непосредственного участия. В начале 1911 г. была издана партитура «Прометея». Новаторское сочинение поняли далеко не все: Сергей Рахманинов отреагировал на него колкостями, Сергей Танеев тоже встретил идеи композитора с иронией. 2 марта состоялась премьера в Москве, затем - в Петербурге, и публика и критика встретили произведение ожидаемо противоречиво.
В 1913 году Скрябин начал формировать замысел «Мистерии» - главной работы всей его жизни. Он мечтал, чтобы ее исполнили в специально созданном для нее храме в Индии, в присутствии всего собравшегося там человечества. Произведение, объединяющее различные искусства в одном храмовом действе, было настолько грандиозным и с трудом осуществимым, что подойти к нему автор решил с пролога, который назвал «Предварительным действом». Этот пролог был записан автором лишь частично и восстановлен уже после его смерти, а замысел «Мистерии» так и не был реализован из-за скоропостижной смерти композитора.
Послушайте две архивные записи исполнения Александром Николаевичем Скрябиным своих произведений. Желание, соч. 57 № 1 и Поэма фа диез мажор, соч. 32 № 1. Записи 1910 г. доступны для прослушивания на нашем сайте:
🔈 http://ргафд.рф/callendar/06-01-2022
Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.