Недавнее интервью президента Беларуси Александра Лукашенко раскрывает о тенденциях, наметившихся в Восточной Европе. Для тех, кто не смотрел, мы напомним, что на днях Александр Лукашенко дал интервью Дмитрию Киселёву. В этом интервью он озвучил целый ряд сенсационных тезисов.
Самой большой сенсацией стало намерение Лукашенко посетить Крым. Де-факто, беларуское руководство признало Крым российским. Реакция украинской стороны на эти заявления Лукашенко была достаточно вялой, как по мне, достаточно сдержанной.
В первую очередь, как раз издать того, что мы находимся возможно в самом сложном зимнем сезоне за новейшую историю Украины. Проблемы с электричеством, проблемы с поставками электричества с поставками из Беларуси — Украине сейчас уж точно не нужны. Поэтому, Дмитрий Кулеба отреагировал на заявления Лукашенко в том духе, что когда будут конкретные действия с белоруской стороны, вот тогда - то мы уж им покажем…
Но, я думаю, что у Лукашенко слова с делами редко расходятся: В ответ на санкции Евросоюза против Минска из-за миграционного кризиса, президент Белоруссии Александр Лукашенко перекрыл транзит природного газа из России, который идет по трубе Ямал — Европа до Польши и Германии.
«Гомельтранснефть» начала внеплановый ремонт на одной из веток магистрального нефтепровода «Дружба», ограничив прокачку в направлении Адамовой Заставы (Польша), при этом плановое задание месяца не пересматривается. Кроме того, «Белоруснефть» продала на тендере часть объема экспортных поставок — около 40 тыс. в месяц для компании Royal Dutch Shell. Белорусская компания должна была начать поставки в начале 2022 года, но отказалась от соглашения в начале декабря на фоне введения санкций.
Вероятно, это геополитическое противостояние в Восточной Европе будет и в дальнейшем обостряться. Только за последний месяц мы увидели уже целый ряд признаков: это и мигрантский кризис на границе Беларуси с Польшей, и нагнетание информационной истерии вокруг Украины. Кстати, если раньше военную истерию нагнетала только американская сторона, потом к ней подключились некоторые украинские органы власти, то сейчас мы видим и симметричный ответ российской стороны.
Теперь удел России смотреть, как и куда свои войска вводят американцы, они ведь не ограничиваются вояжами своих стратегов (давно уже ведется строительство их военно-морской базы и пункта слежения под Очаковым, на строительстве которой работают их «морские пчелы», про комплектование ВМС ВСУ новейшими американскими катерами Mk VI, вы тоже все знаете). Я призываю хотя бы к симметричным действиям. Мы уже создали свои базы ВКС и ВМФ в САР, в Хмеймиме (база ВКС РФ) и Тартусе (720-й ПМТО – пункт материально-технического обеспечения ВМФ РФ); возобновили свое присутствие во Вьетнаме, где мы реанимировали наш пункт материально-технического снабжения и поддержки ВКС и ВМФ в Камрани, глубоководную бухту которого с 2013 года мы можем использовать еще и для ремонта и обслуживания наших кораблей и подводных лодок; заключили соглашение с Кипром, на право захода в глубоководные порты которого теперь получили наши военные корабли для ремонта и обслуживания, что позволило увеличить автономность кораблей БМЗ (ближней морской зоны), участвующих в сирийской операции. У нас не так много кораблей океанской зоны, поэтому использование портов Кипра для дозаправки наших кораблей БМЗ расширило наши возможности на сирийском и средиземноморском направлениях.
Пришло время в ответ на недружественные действия «партнеров» рассмотреть и возобновление нашего присутствия на Кубе и в Венесуэле. Для начала хватит и ПМТО для захода наших ПЛАРБ и РПКСН с баллистическими ракетами на борту. Есть на Кубе и подходящий глубоководный порт в Сьенфуэгосе. А под Каракасом есть военный аэропорт, вполне пригодный для приема, заправки и обслуживания наших стратегов ВКС, осуществляющих патрулирование Тихоокеанского и Атлантического побережий США и Канады. Я думаю, этого вполне хватит, чтобы остудить некоторые горячие головы в Пентагоне, планирующие полеты своих стратегов вблизи наших границ. Особенно на Украине, если у нее собственных мозгов не хватает.
В контексте новой Холодной войны, следует упомянуть заявления российской стороны, а именно президента Владимира Путина о том, что МИД РФ поручено попытаться добиться от американской стороны чётких юридически закреплённых гарантий о не расширении НАТО на восток.
Понятно, зачем это России.
Из НАТО уже пришёл ответ от того же Йенса Столтенберга, что плевать они хотели на желание России. Что Россия не имеет никакого права вето на приём членов НАТО, не имеет никакого права голоса и, самое важное, Россия не имеет права на свою сферу влияния.
Мы видим, что настроения, царящие в верхушке НАТО предельно конфронтационны».