Сегодня на очереди интересный психак - диссоциация. Мы кратко рассмотрим ее суть, а также в каких случаях она применяется психотерапевтами, разберем формы диссоциативного расстройства личности (ДРЛ) на кино примерах.
Взгляд восемью глазами
Как то я читал "Хагакуре" (яп. 葉隱 (葉隠) «Сокрытое в листве») - средневековый сборник комментариев и наставлений самурая Ямамото Цунэтомо. В нем я встретил следующее изречение:
"Тот, кто смотрит со стороны, видит все восемью глазами".
Это одно из наиболее древних упоминаний о диссоциации, которое мне попадалось в книгах. Оно означает, на мой взгляд, что сила восприятия возрастает, если человек cпособен оценить свои действия с разных точек зрения.
Ямамото Цунэтомо пишет о 8 глазах, по два на каждую сторону света: один виртуальный наблюдатель-оценщик с востока, другой с запада, третий с севера, четвертый с юга.
Но Вы понимаете, математических ограничений в принципе нет, и "виртуальных наблюдателей" может быть не 4, а 8, если использовать диагонали, или даже 16.
Уход со сцены
Психотерапевты называют диссоциацию именно так. Метафора верна. Когда мы что-то делаем, мы словно бы выступаем на сцене театра, находясь в лучах прожектора, а люди вокруг следят за нашими действиями точно также как зрители в театре из темноты следят за действиями актеров на сцене.
Психологический эффект диссоциации, например, возникает, когда актер кино смотрит премьеру фильма со своим участием в кинозале. При диссоциации целостность восприятия человека как бы дробится, оно расщепляется на несколько частей.
Это чем-то напоминает диверсификацию инвестиций в финансовом деле. Но только в качестве объекта диверсификации выступает восприятие конкретного человека, а не деньги.
Потенциал
Зачем же нужна в психотерапии диссоциация? Чем она может быть полезна? Во-первых, она позволяет развивать человеку эмпатические навыки, если он их лишен (см. статью "Зачем нам эмпатия").
Это улучшает его отношения с другими людьми, повышает коммуникабельность, помогает достичь социального успеха.
Во-вторых, диссоциация помогает снижать стресс и связанные с ним внутреннее напряжение и эмоциональное давление. Если принимать стресс на себя целиком, его труднее пережить и преодолеть.
Если же начать его диссоциировать, расщеплять, оценивать стрессовую ситуацию с разных (внешних) точек зрения, использовать принцип относительности (см. статью "Принцип относительности против стресса"), то стрессоустойчивость возрастает.
Не надо драмы
Диссоциация считается ключевой техникой нейролингвистического программирования. помогает абстрагироваться от эмоций, взглянуть на чувствительную ситуацию рационально, не преувеличивать значимость проблем и драматизм ситуации.
Этот прием может быть полезен для людей, страдающих от тревожных расстройств, и склонных к катастрофизации событий.
Диссоциацию часто применяют психотерапевты, работающие в рамках метода когнитивной психотерапии. Она помогает запустить процесс переоценки и изменения процесса восприятия пациентом психотравмирующих ситуаций.
Лекарство и яд
Знаменитому врачу древности Парацельсу приписывают изречение о том, что:
"Лекарство это или яд, зависит только лишь от дозы."
Это утверждение справедливо и для диссоциации.
В разумной дозировке она помогает психотерапевтической ремиссии. Однако, в слишком высокой дозировке диссоциация способна спровоцировать ДРЛ (см. МКБ-10 F44). Его наиболее распространенные формы:
1) множественная личность
2) фуга
3) амнезия.
Калейдоскоп субличностей
Яркий кино пример ДРЛ с множественностью личностей для меня это детектив Джонни То и Вай Ка Фая "Безумный следователь" (Гонк-Конг, 2007), который я как то давным давно посмотрел в Музее Кино на Красной Пресне в Москве.
По сюжету в голове преступника причудливым образом совмещалось около десятка разных, в том числе разнополых субличностей, каждая из которых "тянула на себя одеяло". Несмотря на нестройный хор их голосов, доминировал среди них, разумеется, психопат.
Фуга
Нет, нет. Речь не пойдет о Иоганне Себастьяне Бахе.
Под фугой применительно к диссоциации подразумевают
"целенаправленный переезд в незнакомое место, после чего человек полностью забывает всю информацию о себе, вплоть до имени."
Человек под влиянием диссоциативной фуги
"присваивает себе новую идентичность (полностью или частично), может наблюдаться смена характера, манер, привычек и поведения на совершенно иное."
Причиной фуги как и множественности личностей является психическая травма в прошлом, от которой индивид "спасается бегством" в мир субличностей или в абсолютно новую для себя идентичность.
В качестве кино примера фуги приведу фильм: Дэвида Кроненберга "Оправданная жестокость" (2005, США-Канада) с Вигго Мортенсеном в главной роли.
По сюжету матерый бандит-убийца переезжает из Нью-Йорка от своих подельников подальше в провинциальный городок.
Здесь он становится добропорядочным семьянином, любящим отцом и просто "хорошим парнем". Но преступное прошлое не отпускает его, и ему настойчиво напоминают, кем он был.
Амнезия
Под ней подразумевается временное забвение, когда человек забывает те или иные прошлые события, например, не может вспомнить о себе ничего из прошлого. Яркий пример диссоциативной амнезии можно наблюдать в комедии "Де Жа Вю" (СССР-Польша, 1989).
По сюжету американский гангстер едет в Одессу, чтобы выполнить заказное убийство. По стечению обстоятельств он то и дело впадает в амнезию, забывает про свою смертоносную миссию, и начинает считать себя профессором-энтомологом, который едет на Суматру ловить бабочек.
Материалы на канале на похожую тему:
***
Благодарен за подписку на канал, за рекомендации друзьям и знакомым, лайки, репосты, комментарии.
Предложения и отзывы присылайте на: psychologan@yandex.ru. Оставляйте фидбэки в комментариях под этой заметкой, чтобы я мог улучшать сервис.
© Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала возможно только с письменного согласия автора.
Эта статья создана в просветительских целях, не является психологической консультацией. За помощью обращайтесь к специалистам.