Построить железную дорогу в Афганистане еще в 1880-х пытались англичане, однако в полной мере реализовать задумку тогда не удалось — планам европейцев воспротивился тогдашний правитель страны Абдур-Рахман, который по ряду причин занимал категоричную позицию в отношении иностранных проектов на территории государства. Несколько километров «железки» с тех пор появилось на афганской земле лишь спустя столетие, на границе с СССР, включая Мост Дружбы через Амударью.
Развитие это направление получило после 2001 года с приходом новой власти. За последние два десятилетия появлялось несколько масштабных проектов, призванных создать разветвленную железнодорожную сеть в стране и сформировать новый транспортный коридор от побережья Каспийского моря до Индийского океана. Но большинство из этих инициатив пока остается на бумаге; и, учитывая последние события в стране, возникает вопрос об их дальнейшей судьбе.
600 км новой дороги: в Узбекистане его называют «проектом века»
Одной из инициатив, активно обсуждавшихся с предыдущей администрацией Афганистана, является строительство линии от Мазари-Шарифа до пакистанского Пешавара. В Узбекистане возлагают большие надежды на этот проект, так как его реализация откроет Ташкенту путь к морю. А грузы, на доставку которых сегодня уходит около месяца, смогут попадать в страну значительно быстрее, что отразится и на стоимости транзита.
Исламабад заинтересован в кампании не меньше, ведь это новый выгодный маршрут в Центральную Азию, Россию и Европу. Для Москвы, которую стороны с 2018-го пытались привлечь к участию, транспортировка товаров из Пакистана и Индии также будет обходиться дешевле. Экономические выгоды для каждого из участников эксперты отмечали не раз. Тому же Афганистану новый объект сулит свои прибыли, включая возможность освоения новых месторождений. По прогнозам, по стальной магистрали, которая может стать одной из самых высокогорных в мире, ежегодно будет проходить до 20 млн тонн грузов.
Вмешались обстоятельства
Зимой 2021-го участники согласовали дорожную карту, а о намерениях финансировать мероприятие заявило сразу несколько крупных организаций, включая Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк и американскую Development Finance Co. На воплощение этой задумки, по оценкам, необходимо $5 млрд. Приступить к работам предполагалось в сентябре текущего года и завершить их в течение следующих пяти лет. Однако дальнейшие события перечеркнули эти планы.
Американские войска покинули страну в ночь на 31 августа, и 7 сентября был объявлен состав временного правительства Афганистана. Поэтому сегодня главный вопрос — что будет с проектом после прихода к власти Талибов* (международная организация, включённая в Единый федеральный список организаций, признанных на территории РФ террористическими)? В этой ситуации многим наблюдателям его реализация в заявленные ранее сроки выглядит нереальной. Подготовительные мероприятия пришлось приостановить. А президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев заявил, что строительство дороги может начаться только после признания новых властей Афганистана.
Долго ждать не пришлось
Тем не менее уже в октябре Ташкент провел переговоры относительно данного проекта с представителями временного правительства; встреча проходила в приграничном городе Термез, о чем рассказал заместитель премьер-министра Узбекистана Сардор Умурзаков. Он сообщил, что удалось достичь определенных договоренностей относительно дальнейшей работы в этом направлении.
В частности, запланированы полевые исследования, чтобы определиться с окончательной трассировкой. Действующее руководство Афганистана пообещало при этом со своей стороны обеспечить полную безопасность. Примечательно, что раньше именно в талибах* видели главную угрозу при реализации проекта, теперь они, напротив, выступают в этой ситуации гарантами.
В конце октября Узбекские железные дороги (УЖД) провели переговоры и с РЖД, по итогам которых российская компания подтвердила намерения участвовать совместно с коллегами из соседней страны в подготовке технико-экономического обоснования. А в начале декабря в Ташкенте состоялась встреча представителей Пакистана, Казахстана, России, Узбекистана и Афганистана, на которой были достигнуты договоренности относительно следующих шагов по подготовке к строительству и привлечения международных финансовых институтов.
Напомним, проект Трансафганской железной дороги предполагает строительство линии протяженностью около 600 км с шириной колеи 1520 мм. Строить ее придется в непростых инженерно-геологических условиях: с учетом рельефа местности, по предварительным оценкам, нужно будет возвести порядка 250 мостов разной длины и пробурить семь тоннелей.
* Международная организация, включённая в Единый федеральный список организаций, признанных на территории РФ террористическими