Триллер 2012 года «Что бы вы сделали» давно стоял в очереди «на статью». Нам приходилось пересматривать его несколько раз, ибо лента оказалась не так проста, как могло бы подуматься. И надо отметить, что участие в ней Саши Грей, некогда известной благодаря фильмам с «особой маркировкой», вовсе не главное в этой кинокартине.
В одном из прошлых материалов, посвященном фильму «Виселица», мы упоминали «каталогизацию» проблем сумрачного кино, сюжет которого вращается вокруг «злых игр». Таковых имеется великое множество, от давшей старт теме «сафари на человека» «Самой опасной игры» до рискующей превратиться в бесконечную эпопею «Пилы».
Обычно подразумевается, что «игра» является частью безумного мировосприятие какого-нибудь злодея-декадента, что как бы должно «всё объяснить». Как пел Высоцкий: «Сумасшедший - что возьмешь?». Однако есть проекты, которые не довольствуются подобной трактовкой.
Некоторые, хотя и нечастые фильмы дают намёк, что «игра» - своего рода ритуал, и это не «просто так забава». Явственное указание на это было сделано в сериале 2010 года «Неизвестные лица», когда группа людей становится заложниками «места, откуда нет выхода». И это не просто «жестокая шарада» - это часть ПРОЦЕССА (именно так- с пафосом в голосе), за которым стоит тайная организация, исследующая модели поведения человека.
Нечто аналогичное мы видим и в фильме «Что бы вы сделали». На сей раз устроителем жестоких игр является Фонд Ламбрика. Если внимательно посмотреть на визитку, которую вручили главной героине, то мы увидим мистическую эмблему, которая обнаруживает нечто среднее между «павлином» и символами розенкрейцеров.
Опять же весьма интересно, что первый выбывший из «игры» мистер Конвей пытался поведать остальным «гостям ужина» некие конспирологические версии относительно деятельности этой организации. Опять же он говорит, что его жизнь преобразилась (в отличие от других персонажей). То есть он прибыл не ради «выигрыша», а дабы изобличить «устроителей игры».
Почему полковник Курц дал себя «убрать»?
В качестве таковых выступает семья Ламбриков, которая как бы передает «игру» из поколения в поколение. На это указывает несколько моментов. Например, очень старый секундомер, ведущий отсчет времени для принятия решений. Опять же Лабмрик-старший отчитывает своего сына за то, что тот относится ко всему как к забаве (то есть «игра» - это не забава).
По ту сторону экс-тьмы королевы бурлеска
В остальном фильм напоминает классическую ленту «Ужин с убийством» (1976), только сугубо детективная линия была замена на проблему сложного выбора, который должен сделать сам участник. Чем дальше, тем сложнее. Что-то в стиле – выбирайте: либо замерзнуть во льдах, либо быть окаченным кипящей водой. Причем, отказаться нельзя… Опять же обращает на себя мрачная, почти ритуальная ирония устроителей, когда победительнице говорят: «А вежливость ещё никто не отменял». Мол, забыли сказать нам «спасибо»…