Активностью американских военных в любом регионе мира сегодня уже никого не удивишь. Однако я полагаю, что ну очень немногие из вас смогут ответить на простой вроде бы вопрос: когда США впервые вели войну на другом континенте? Всё случилось, как ни удивительно, ещё в 1801 году: речь о Первой берберской войне 1801–1805. Что же привело новорожденную страну к боевым действия в Африке? Всё дело в пиратах.
О берберских пиратах мы тут говорили очень много раз — но всё в контексте XVI и XVII веков. Однако и в XVIII веке пиратство на севере Африки никуда не делось — тем более что ослабли Испания и итальянские государства, до того системно с ним боровшиеся, и даже госпитальеры были уже не те. Французы и британцы в этом вопросе традиционно действовали менее решительно: где припугивали пиратов, где договаривались, и в целом ситуация более-менее всех устраивала. Морской разбой продолжался, но не в масштабах какого-нибудь Хайреддина Барбароссы — и особо никому не мешал.
Пока американцы жили в британской колонии, эта проблема их совершенно не волновала. С объявлением независимости в 1776 она тоже не встала остро: хотя у США появилась собственная торговая политика, в 1778 был заключён договор о союзе с Францией. Пусть он напрямую не оговаривал тему берберов, речь шла про "общих врагов": де-факто американские торговые суда могли рассчитывать на ту же защиту, которой пользовались и французские.
Но Война за независимость завершилась Парижским миром 1783, США стали международно признанным государством. У французов теперь были другие вопросы политики, да и с США отношения испортились, что привело к "Квази-войне" 1798–1800 годов. В общем, союзный договор американские корабли в районе Африки уже не защищал — а торговать-то надо.
11 октября 1784 года марокканские пираты впервые захватили американское судно: стало ясно, что проблему надо решать. Первоначально казалось, что это можно сделать просто деньгами и добрым словом. Томас Джефферсон, будущий президент США, а тогда — "министр во Франции", начал переговоры с Марокко. 23 июня 1786 года ему удалось заключить соглашение, формально прекращающее какие-либо пиратские атаки марокканцев на американские суда.
Но пиратствовали в регионе не только марокканцы. Алжирцы оказались куда менее сговорчивыми: никакого договора не вышло. Ещё в 1785 году алжирцы захватили два американских корабля, за экипажи которых вскоре потребовали баснословный выкуп в 660 тысяч долларов (абсолютно безумная в то время сумма) — столько платить Конгресс был не согласен. Вопрос решался почти 10 лет, в результате американцам пришлось выделить ещё больше: 800 тысяч, дабы уладить дела с алжирцами, тунисцами и ливийцами. Более 640 тысяч сразу плюс регулярные выплаты в форме кораблестроительных материалов и боеприпасов более чем на 20 тысяч долларов в год.
Африканцы отпустили более сотни американских моряков, многие из которых просидели в плену десяток лет. Но было ясно, что договорённость временная: амбициям США такая дань каким-то пиратам из Африки совсем не отвечала.
Томас Джефферсон был одним из самых яро возражающих против неё. Он в марте 1801 стал 3-м президентом США, но ещё до этого (в том числе за счёт активного лобби Джорджа Вашингтона, который и после ухода с президентского поста сохранял колоссальный авторитет в американской политике) были приняты решения о защите торговых интересов США за рубежом при помощи военно-морского флота.
Правитель Триполи Юсуф Караманли, выражаясь цитатой из фильма Гая Ричи, "не просёк момента". После инаугурации Джефферсона он потребовал от США выплаты в размере 225 тысяч долларов. После того, как президент предсказуемо отклонил это требование, ливийский паша... сам объявил США войну. Это случилось 10 мая 1801.
Американцы быстро нашли общий язык со шведами, которые уже находились в состоянии войны с берберами. 1 августа 1801 состоялся и первый серьёзный бой: шхуна USS Enterprise одолела ливийское судно. А в 1802 был принят An act for the protection of commerce and seamen of the United States against the Tripolitan cruisers — фактически развязавший ВМФ США руки в вопросе (а)симметричного ответа пиратам.
О том, к чему всё это привело, мы побеседуем в следующей серии.
Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient, чтобы читать больше работ автора.