Найти тему
Руслан

Армения моя

Оглавление

Ноябрьские праздники - отличный повод собрать чемодан и рвануть в небольшое путешествие на пару дней. Собственно, встречайте: страна, подарившая нам мемы про нарды и старые мерседесы, стереотипы про радушное гостеприимство и огромные понты. Мы летим в Армению.

Ереван

В самолёте перед иллюминатором сидит мужчина и задумчиво смотрит на проплывающие снизу виды. "Кажется, это Арарат!" – показываем мы в окно. "Нет, ребята, Арарат будет чуть дальше" — отвечает нам наш сосед. Спустя пару минут мы уже знаем, что мужчину зовут Армен, он наконец-то возвращается на родину, впервые увидит своего внука и проведёт время с семьёй (которую мы успели посмотреть на фото). А затем наш новый знакомый неожиданно приглашает нас в гости, даёт нам свой номер телефона и предлагает позвонить, если мы надумаем таки приехать в его родное село. Вот это приём!

Прилетаем в Ереван, радушно прощаемся с нашим соседом и заказываем такси-микроавтобус. К счастью, в Ереване работает Яндекс.Такси, поэтому спокойно ждём нашу машину на скамейке перед выходом из аэропорта, отмахиваясь от пронырливых бомбил ("Эй, ребята, такси надо? За 1000 драм довезу. В смысле, уже заказали машину за 400? А зачем тогда моё время тратите?!").

За нами приезжает старенький Мерседес Виано, загружаемся в салон машины и выдвигаемся в отель. "Ребята, первый раз в Армении?" — спрашивает наш водитель Арарат. Услышав положительный ответ, расплывается в улыбке, предлагает нам экскурсию по Армении, а пока мы изучаем прайс — магическим образом в автобусе салона материализуется бутылка коньяка ("Угощайтесь, ребята! Я не шучу!"). Кажется, поездка должна пройти на славу :)

Достопримечательности

Расположившись в отеле Yerevan Deluxe (отличное место), отправляемся к Каскаду — здоровенной лестнице с перепадом высот в сотни метров, с которой открывается хорошая панорама на город. Строительство сооружения началось ещё во времена СССР, но в дело вмешались катаклизмы — как природные, так и политические. Недострой долго был памятником прошедшей эпохе, но в нулевых годах строительство продолжилось и продолжается по сей день.

Вдалеке за городом виднеется громада Арарата. Вид вживую на него завораживает - настолько сильную доминанту по отношению к городу я, наверное, вижу впервые в жизни. А в хорошую погоду без дымки вид должен быть совсем потрясающим.

-3

Добравшись до конца Каскада, направляемся в парк Победы, к расположенному там памятнику "Мать Армения". Парк сейчас выглядит не лучшим образом, по факту являясь тем самым советским наследием, которое поддерживается в более или менее сносном состоянии – но не более. Хотя симпатичные места там всё же есть.

-4

Памятник "Мать Армения" установлен в честь победы в Великой Отечественной войне и представляет собой двадцатиметровую медную скульптуру женщины с мечом, установленную на тридцатиметровом гранитном пьедестале. Любопытно, что ранее здесь была установлена не менее грандиозная скульптура Сталина — но критика культа личности и все дела, сами понимаете.

-5

Внутри постамента есть бесплатный музей ("Но вы можете дать денег, сколько не жалко!"), который посвящён то ли ВОВ, то ли войне за Карабах. Ничего особо интересного внутри увидеть не удалось, но это ожидаемо для любого старого музея.

Разумеется, нельзя приехать в Ереван и не посетить коньячный завод Арарат.

На заводе нам провели небольшую экскурсию, где рассказали о технологии приготовления коньяка, историю самого завода от момента создания до наших дней — а затем провели в дегустационную комнату. Там мы убедились, насколько разным может быть один и тот же напиток, но с выдержкой в 3 и 10 лет соответственно. На прощание затарились напитками в магазине при музее — что интересно, цены здесь оказались ниже, чем в городских супермаркетах.

Общепит

Завтракали, обедали и ужинали преимущественно по рекомендации местных жителей и поражаемся, насколько у всех разное понимание "хорошего места" :)

Вот небольшой список мест, где мы были:

• Ресторан Генацвале — норм, вкусно, аутентично, можно идти

• Ресторан Кавказская пленница — кринжевый парад китчевых фигур из культовой комедии. Еда - нормально, но возвращаться туда я бы не стал

• Ресторан Август Кафетерия — вкусно, но долго

• Кальянная Панда — кальян плохой, приём радушный. И комплиментами балуют

• Кальянная Hookah Place - хорошие и кальян, и персонал

• Ресторан Даймонд — хорошая веранда с видом на Площадь Республики и Арарат. Еда норм

• Ресторан Шереп — просто супер. Очень вкусно, подача классная, сервис - высший класс. Однозначно топ-1 из того, где мы были.

Цены во всех ресторанах Еревана демократичные, особенно после Москвы

Пара замечаний о городе

В метро спускались только в качестве экскурсии. Такси в городе настолько дешёвое, что смысла в подземке особо и нет

Как я и говорил, в Ереване работает Яндекс.Такси. Только если в Москве к тебе приезжает машина со свежим годом выпуска, в Ереване тебя могут повезти на чём угодно - от пожилого C-класса до относительно актуальной Теаны. А ещё нет проблем с перевозкой 6 пассажиров - подходящие машины находятся и приезжают достаточно быстро. В основном, это старые Опели, в которых задние пассажиры выступают в роли бедных родственников на тесном третьем ряду. Но иногда приезжают микроавтобусы - и все едут в комфорте.

То тут, то там встречаются старые ЕрАЗы. Кто не знает — в советское время в Ереване выпускали развозные фургончики. Завода уже давно нет, но машины ещё встречаются, особенно часто - за пределами столицы.

-10

Если Стамбул – город кошек, то Ереван – город собак. Пёселей в городе ну очень много, к ним относятся хорошо, а не гоняют, как, например, в Адлере.

-11

Но основная часть поездки, разумеется, была посвящена не самому Еревану, а Армении в целом. Поэтому мы по совету хороших знакомых заказываем экскурсию у некого Армена и отправляемся в путешествие по стране. Усаживаемся в машину и отправляемся...

За пределы Еревана

Арка Чаренца

В хорошую погоду отсюда открывается прекрасная панорама на армянские горы и непосредственно Арарат, но нам нам не повезло – всё было в дымке.

Пещерный Монастырь Гегард

Древний монастырь, частично выдолбленный в скале. Название дословно переводится как "монастырь копья", потому что здесь хранилось копьё, которым, как считается, пронизили тело Иисуса, распятого на кресте. Легенда красивая, монастырь тоже.

Сразу после монастыря в качестве культпрограммы - мастер-класс по приготовлению лаваша. Ну, ладно.

-14

Симфония камней

Небольшое ущелье, состоящее из длинных шестиугольных базальтовых столбов. Совокупность столбов по внешнему виду напоминает орга́н, поэтому часто так и называется - "Базальтовый орга́н".

Языческий храм Гарни

Очень крутое место. Храм построен из базальта ещё в первом веке н.э., однако то, что вы видите на фото - по факту советский новодел, т.к. оригинальный храм был разрушен в результате землетрясения в XVII веке. Несмотря на это, выглядит он внушительно и грандиозно, а вокруг него открывается приятный вид на окрестности.

Зиплайн в Цахкадзоре

Пристёгиваетесь к тросу, летите – ВЖЖЖУХ – 480 метров до одного края, отстёгиваетесь, поднимаетесь вверх по тропинке 150 метров (и проклинаете в это время себя за плохую дыхалку), снова пристёгиваетесь – ВЖЖЖУХ – и летите обратно 630 метров. Максимальная высота, на которой вы окажетесь - 130 метров. Фун, веселье, красота – только во время полёта всех стабильно разворачивает спиной вперёд. Тут могло быть красивое видео, но у меня нет гоупрохи :)

-17

Озеро Севан

Здоровенное такое озеро площадью 1240 кв. км. Вероятно, оставило бы о себе более внушительное впечатление, если бы мы совершили по нему лодочную прогулку, но времени было только на то, чтобы заглянуть в кафе и отведать раковых люля. Кстати, вкусно – рекомендую.

После Севана направились на ночёвку в отель, который нам порекомендовал организатор тура. Уставшие, но довольные, заселяемся в номера и на следующий день отправляемся далее по маршруту.

Канатная дорога "Крылья Татева"

Захватывающая канатная дорога длиной почти 6 км, а максимальная высота, на который вы окажетесь - 320 метров. Кабинки ходят каждые полчаса, непосредственно проезд в один конец длится 10-15 минут. Виды - закачаешься, а когда кабинка перезжает опору и ускоряется вниз - дух захватывает, ух!

А в конце поездки нас ожидает монастырь Татев.

Монастырь Татев

Основан в конце IX века и был мощным центром просвещения на территории Армении. На фотографиях - храм святых апостолов Павла и Петра, внутренние убранства монастыря и открывающийся оттуда вид.

Вернуться обратно можно как по канатке, так и на машине. Во втором случае вы будете проезжать мимо двух интересных точек, о которых расскажу ниже

Чёртов мост

Естественный мост, представляющий собой природную арку, раскнувшуюся над ущельем. В глубине ущелья бьют минеральные источники, которые создали естественные ванны, в которых можно искупаться летом.

-21

Дозорная башня Алидзора

Место восхитительное. Небольшая ротонда располагается прямо рядом с ущельем, на самом краю пропасти. В древние времена башня использовалась в цепочке оповещательных башен: в случае нападения врага стражники начинали бить в колокол, этот звон подхватывали другие башни - и в итоге информация о нападении доходила вплоть до Татевского монастыря.

В этой точке путешествия мы запустили квадрокоптер и вот какое получилось чудесное видео:

Следующая остановка -

Шакинский водопад

Небольшой водопад высотой 18 метров. Пожалуй, самое интересное в нём - что вы можете легко забраться вверх и удивиться, как перепад высот превращает небольшой ручей в симпатичные водные каскады

Далее по маршруту у нас должно было быть ещё много остановок, но вместо этого мы получили самое отвратительное ощущение от поездки

Армянский сервис

Иногда бывает, что с самого начала понимаешь, что организатор экскурсии начинает юлить и пытаться тебя нагреть, но времени на поиск другой экскурсии уже нет и остаётся надеяться только на лучшее. Так было и в этот раз. Многословный организатор Армен обещал прислать за нами "большую немецкую машину на шесть пассажиров", но в упор отказывался называть марку и модель. И в итоге прислал за нами вот это:

Старенькая Зафира, в которой счастливые люди на задних рядах могут быть только на рекламных фото
Старенькая Зафира, в которой счастливые люди на задних рядах могут быть только на рекламных фото

После того, как мы отказались забиваться в эту машину, как бочки в селёдку, нам, "так уж и быть, за дополнительную плату" предоставили старенькую Тойота Альфард. Хорошее начало.

В день перед ночёвкой Армен посоветовал "хороший отель с большой скидкой для моих дорогих гостей", который мы быстро нашли на букинге вдвое дешевле озвученной цены. "Ладно, возьмите по цене как на букинге — только отмените бронь на букинге и заплатите наличкой хозяину, договорились?". Странно, но ладно.

А на следующий день происходит кульминация спектакля "армянский сервис": у нашей машины начинает стучать двигатель, на что Армен отвечает:"Ничего страшного, там наверное датчик глючит, продолжайте поездку с вашим водителем". Но поездка быстро оканчивается заклинившим мотором. Просим прислать за нами помощь и вернуть нас в Ереван, потому что мы застряли в горах, на улице холодно и мы остались даже без печки, на что в ответ слышим: "Сначала заплатите за всю экскурсию - мне ещё эвакуатор оплачивать". В ответ на вопрос "А почему мы должны платить за всю экскурсию, если мы увидели только половину мест из списка?" предложил позвонить своему отцу, который начал кричать в трубку что-то в духе "Вы что, обмануть меня хотите? На машине моей покатались, а теперь деньги отдавать не хотите? Можете оставаться в горах одни, жалуйтесь куда хотите". В итоге после долгих препирательств и доплаты с нашей стороны (отдаём натурально всю наличку, которая у нас была - в драмах и рублях) за нами приезжает автобус этой же фирмы, который ехал по схожему маршруту. Внутри - уставшие и порядком раздраженные туристы из России, которые весь день параллельно с нами ехали в постоянно ломающемся мерседесе, истошно вопящем идиотским прямоточным выхлопом ("Я в этот автобус кстати пятилитровый двигатель поставил, круто, да?"). В итоге спустя 3-4 часа вместе с товарищами по несчастью всё же добираемся до Еревана и возвращаемся в гостиницу.

Поэтому мой совет — никогда не связывайтесь с компанией Ofelya Tour

На заднем плане - наша машина со стукнувшим движком, на переднем - пердящий выхлопом мерседес на газовом топливе с усталыми пассажирами и водителем.
На заднем плане - наша машина со стукнувшим движком, на переднем - пердящий выхлопом мерседес на газовом топливе с усталыми пассажирами и водителем.

Но не хочется заканчивать на неприятной ноте. Армения все же запомнилась нам доброжелательными людьми, красивой природой и доступными ценами – поэтому могу смело рекомендовать её к посещению. Только выбирайте экскурсии правильно, иначе впечатления от неё могут здорово испортить вам весь отпуск ;)

До свидания, Армения. Когда-нибудь мы вернёмся осмотреть то, что не увидели в первый раз. Только вот будет это явно нескоро.

-26