В начале фильма "Брат-2" звучит этот стих в исполнении довольно оригинальном и вроде бы комичном, но мне оно очень понравилось именно тем, что отличается от классического. Оно такое земное, жизненное, естественное. И заодно создается как бы эпиграф к картине - аллюзия на характер главного персонажа фильма, Данилы Багрова.
Что же в самом стихотворении?
Накануне своего 18-летия Лермонтов пишет это короткое произведение, которое сегодня воспринимается как "программное", то есть содержащее некий синтез его личных поэтических принципов.
Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я — или бог — или никто!
Художественные особенности
Стихотворение короткое и не делится на строфы, но по звучанию, по форме стиха оно ярко делится на 2 части. Потому что в первом четверостишии рифма кольцевая, и в нем принципиальный упор делается на отличие от Байрона. Это подчеркивается удвоенным экспрессивным отрицанием, поставленным в самое начало текста:
Нет, я не Байрон, я другой,
То есть здесь происходит самоопределение 18-летнего Лермонтова, который рано, уже 4 года назад начал писать гениальные, прекрасные стихи, а теперь ему пришло время освободиться от влияния своего безусловного кумира и выделить свою уникальность, свое истинное своеобразие.
После этого первого четверостишия, рифма меняется на парную. Это создает необычный и очень красивый эффект. Первое четверостишие таким образом заканчивает полностью одну тему (сравнение с Байроном) и затем начинается совсем другая тема - а потому и другая рифма. Так поэт подчеркнул, что он поставил точку на своем сравнении с Байроном.
Тема - "душа"
И отныне темой поэта будет именно его личная тема, его собственная душа со своими неповторимыми тайнами и особенностями.
И первая из этих особенностей - это "русская душа", заявленная уже в первом четверостишии. О чем это качество? Вовсе не о происхождении на самом деле. Русских много, но далеко не каждый русский уважает свою родину. Чтобы иметь "русскую душу", не нужно обязательно родиться русским, а нужно любить Россию и жить в ней с любовью. Доказательство тому - многие прекрасные личности, которые и вовсе не были русскими по происхождению и тем не менее считали себя истинно русскими по душе. Это и А.А. Фет, и Е.Л. Шварц (то, что буквально сразу пришло в голову), но примеров при желании можно вспомнить множество.
Хотя любить Россию многим и "настоящим" русским нелегко, а некоторым вообще непонятно, что это такое и зачем оно нужно. Лермонтов именно любил. Итак, одна из главных, по его мнению, личных особенностей его поэтического гения - это боль за отчизну, неравнодушие и любовь к Родине (вспоминаем Данилу Багрова и тут же понимаем, к чему вообще этот стих был в фильме).
Дальше, мимоходом совершив пророчество и кратко обозначив типичную романтическую проблематику ("надежд разбитых груз"), поэт начинает размышлять о душе.
По сравнению с умом, который "немного совершит", именно душа гораздо более интересна поэту. И поэтому он употребляет это слово во второй раз. Первый раз - когда обозначил свое отличие от Байрона. Теперь он остановится подробнее на своей "русской душе".
Душа - океан, который никто не может исследовать и постичь. Это нечто таинственное, глубокое, огромное. И это именно то, что отличает нас от всех других, заставляет осознать свою уникальность в этом мире, воскликнуть: "Нет, я не (нужное подставить), я другой, еще неведомый избранник...".
А дальше уже самое интересное - человек понимает, что теперь ему надо узнать, а потом открыть миру этого внутреннего "избранника", пока ни для кого"неведомого", даже для самого себя.
Итак - душа - непостижимый океан, но можно рассказать некоторые его тайны, и сделать это может лишь поэт либо сам Бог, больше никто. Сопоставление поэта с самим богом не случайно, ведь душа - это божественная по своей природе сущность. Концентрируясь на своей душе и только на ней, поэт становится равен богу по некоторым возможностям. Он начинает чувствовать свою уникальность и свою неповторимую миссию на этой земле - рассказать "толпе" о тайнах именно своей души, а не чьей-то другой.