Как известно, история сослагательного наклонения не терпит, но представить себе иной разворот событий всегда интересно. Фамилия Бонапарт – «вражеская»для России, а между тем все могло повернуться иначе, если бы император Александр I в свое время одобрил брак Наполеона Бонапарта со своей юной сестрицей, великой княгиней Анной.
Судьбы миллионов людей вполне могли бы сложиться по-другому. И все-таки Романовы породнились с Бонапартами. Мария Федоровна, мать Николая Первого, была родственницей Жерома Бонапарта, младшего брата Наполеона. Матильда Бонапарт, о которой пойдет речь, приходилась Николаю двоюродной племянницей.
Русский поклонник Наполеона
В 1816 году Людовик XVIII издал указ, запрещающий представителям семейства Бонапарт проживать на территории Франции. Матильда Бонапарт, появившаяся на свет четырьмя годами позже, выросла в Италии, но ее «розовой мечтой» всегда был Париж. Судьба-интриганка исполнила мечту лишь тогда, когда Матильда обзавелась русским мужем.
Анатолий Николаевич Демидов, родившийся в год вторжения наполеоновской армии в Россию, впоследствии стал горячим почитателем «покорителя Европы». Наследник славной династии уральских промышленников Демидовых никогда не встречался с Наполеоном, но всю жизнь интересовался личностью полководца. При этом отец Анатоля, Николай Никитич Демидов, славился своим патриотизмом.
На собственные средства он экипировал целый полк и лично командовал солдатами на Бородинском поле. А вот воспитать патриотизм в отпрыске Николай Никитич, увы, не сумел. Анатоль, с юности проживавший «в европах», имел самые разносторонние интересы, проводил время в элитных клубах, общался исключительно с «золотой молодежью» и заводил интрижки с аристократками.
Отец оставил Анатолю громадное состояние: ежегодно его заводы давали более двух миллионов рублей чистой прибыли. Имение Демидова во Флоренции представляло собой обширную территорию с прудами, театром, церковью, тутовым садом и фабрикой по выработке шелка. Но главной достопримечательностью была железная дорога, по которой курсировал паровоз, катавший гостей.
Николай Первый относился к Анатолю Демидову, служившему при российском посольстве в Италии, с прохладцей. И это неудивительно: государь не мог одобрить утекания за рубеж огромных сумм. Зато для находившихся в опале родственников Наполеона Бонапарта Анатоль был настоящей находкой. Этот русский «мужик», владевший неисчислимыми богатствами и считавший Наполеона своим кумиром, мог быть весьма полезен.
Брак принцессы и «мужика»-миллиардера
Матильда Бонапарт приходилась полководцу родной племянницей – она была дочерью его младшего брата Жерома. Любили ли Матильда и Анатоль Демидов друг друга или ими руководил голый расчет? По прошествии двух столетий судить об этом сложно. Матильда познакомилась с Демидовым еще в детстве, а потом, будучи уже восемнадцатилетней девицей на выданье, сразу узнала его. Анатолю принцесса понравилась, ведь на вид это была очаровательная, стеснительная и не слишком амбициозная девушка. Настоящая сущность прелестницы выявилась уже в браке.
Впрочем, умением пускать пыль в глаза жених с невестой обладали в равной степени. Отец Матильды, Жером Бонапарт, заложил ее приданое – внушительную коллекцию эксклюзивных драгоценностей. Анатоль выкупил «безделушки», отвалив больше миллиона франков, чем сразил богемное общество наповал. За этот акт неслыханной щедрости Демидов удостоился титула князя Сан-Донато. Правда, император Николай, узнав об этом, лишь саркастически усмехнулся: князем выскочка Анатоль будет считаться лишь во Флоренции.
Когда кузен Матильды сделал попытку отговорить ее от венчания с «мужиком», та резонно заметила, что «мужик» с легкостью купит ей пол-Франции, тогда как родственник не в состоянии даже выкупить ее приданое. Кроме того, Матильда надеялась, что уж теперь-то осуществит свою заветную мечту: обоснуется в Париже.
В первый ноябрьский день 1840 года во Флоренции состоялось венчание Анатоля Демидова и Матильды Бонапарт, причем было проведено два обряда – православный и католический. Брачный контракт, написанный на тридцати страницах, гласил, что Демидов обязан ежегодно выделять супруге и ее отцу умопомрачительную сумму. Правда, выкупленные драгоценности оставались за Анатолем.
Новоиспеченные муж и жена расставаться с прежними привычками не собирались. Совсем скоро Анатоль пустился во все тяжкие, заводя одну любовную интрижку за другой, да и благоверная его кротостью не отличалась. После одного из неприятных инцидентов Демидов хорошенько отходил супругу плетью. С тех пор Демидов частенько воспитывал Матильду подобным образом, и в конце концов она сбежала, забрав с собой драгоценности из приданого.
Судьба демидовских денежек
После бесполезных попыток вернуть беглянку Демидов пригрозил, что оставит ее без средств к существованию. Но Матильда Бонапарт была не лыком шита: она отправила послание двоюродному дяде, Николаю I, в котором подробно описала избиения и прочие издевательства супруга. Государь приказал Анатолю немедленно вернуться в Россию.
А потом заставил его дать Матильде развод и назначить внушительное пожизненное содержание. Таким образом, принцесса на протяжение шестидесяти (!) лет регулярно обогащалась на двести тысяч франков. Кроме того, Матильда оставила себе бриллианты, выкупленные экс-супругом перед венчанием. Демидова государь отозвал из Франции и запретил возвращаться туда. Приехать в Париж вновь Анатоль смог лишь после кончины Николая.
Заложив драгоценности, Матильда получила в банке громадную сумму, которую отдала двоюродному брату Луи. Да-да, тому самому, отговаривавшему ее от свадьбы с «мужиком». В 1848-м, победив на выборах, Луи-Наполеон стал первым французским президентом. А после государственного переворота, который сам же и устроил, стал величать себя императором Наполеоном Третьим. Естественно, ловкая Матильда обрела при нем огромную власть. Случилось то, чего так опасался Николай I: российскими деньгами оплачивались игры европейских политиков.
Что касается Анатоля, то он до конца жизни остался приверженцем бонапартизма и почитал полководца как своего кумира. На острове Эльба, последнем пристанище Наполеона, стараниями Демидова был основан музей. Анатоль собрал большую коллекцию предметов, принадлежавших императору, а также его изображений и автографов.
Несмотря на все вышесказанное, Анатоля Демидова можно считать человеком, принесшим Отечеству немало пользы. Помимо любовных интриг и погони за титулами он активно занимался благотворительностью и входил в число крупнейших меценатов своего времени. Благодаря покровительству Демидова в России были реализованы многие социальные, культурные и исследовательские проекты, значение которых трудно переоценить.
Заключение
Анатоль Демидов ни разу в жизни не был на Урале, сыгравшем определяющую роль в судьбе всех его славных предков. Несмотря это уральцы увековечили его память в названиях железнодорожных станций Сан-Донато и Анатольская.
Скончался Анатолий Демидов в 1870 году в Париже. В последние годы жизни он решил передать в дар племяннику Наполеона свою уникальную коллекцию личных вещей полководца. Увы, Луи не проявил к подарку никакого интереса. По иронии судьбы наследник русских промышленников-патриотов относился к личности Бонапарта с гораздо большим почтением, нежели ближайшие родственники.