Найти тему
Толкачев. Истории

Фотограф андеграунда Борис Смелов. Существование городского жителя сквозь призму метафизики

Оглавление

Не ищи во мне больше света,
Уж поверь – во мне его нет!
Затерялась моя планета,
Среди тысячи шумных планет.
Поселилась во мне тревога,
И не чувствую я своих ног.
Потерялась моя дорога,
Среди тысячи разных дорог.
(Никита Баранов)

Фотограф Борис Смелов
Фотограф Борис Смелов

Январским питерским утром...

Январским утром тело человека, замерзшего на ступенях здания часовни по адресу Санкт-Петербург, Большой проспект, 67, угол с 18-й Линией Васильевского острова, будет доставлено в морг.

-2

Неизвестно, как на тех трех ступенях, прямо перед пешеходным переходом через проспект, оказался человек, не старый, без пальто, – а потому неизвестно умер он или погиб.

-3

Неизвестно как выяснится, что это питерский фотограф Борис Смелов, которому было всего навсего 46.

-4

Фотографии. За ними судьбы тех людей, что попали в кадр, и какая-то мистическая предрешенность.

-5

Традиции русской исповедальности

Творчество Бориса Смелова имеет глубины недосягаемые, – в поиске святости в искусстве он близок Андрею Рублеву, сострадание к "униженным и оскорбленным" объединяет его с Достоевским. Мог бы сыграть Раскольникова. Мне кадры его где-то напоминают эпизоды из "Белых ночей" Висконти. Должен появиться в кадре Мастроянни, но с поднятым воротником, растерянный. А пока входят и входят в каждый кадр герои "Униженных и оскорбленных".

Раскрытие правды роднит его с Андреем Тарковским, особенно это просматривается в "Сталкере", где человек мечется на фоне чудовищного нагромождения результатов цивилизации.

-6

В создании мистического наполнения сюжетов он напоминает Эдгара По, да и смерть двух творцов в чем-то схожа. Ведь писатель был обнаружен в непонятном месте, вдали от дома, не в своей, грязной одежде, совершенно истощенный в свои 40 лет.

-7

Много вопросов вызывает формулировка "замерзший", если учесть, что в ту ночь температура была 0 градусов по Цельсию и если допустить, что отметка "0" на термометре – для него оказалась не температурой, а числом с другим значением?

Значит, неизвестно, что раскрылось ему?

Он нашел, что искал или наоборот потерял...

Кроме пяти неизвестных переменных, приведенных выше, будут и известные...

Известно, что позади остались три ступени часовни, последние, что он успел преодолеть в жизни. А переход через дорогу – последний переход, а светофор на переходе – последнее мигание света.

-8

Известно, что каким-то образом, задолго до 1998 года – в 1962-м, поэт Иосиф Бродский точь-в точь опишет эту смерть.

Ни страны, ни погоста не хочу выбирать.
На Васильевский остров я приду умирать.
Твой фасад темно-синий я впотьмах не найду.
между выцветших линий на асфальт упаду.

Известно ведь, часовня та носит имя святителя Спиридона Тримифунтского, который подражал ветхозаветным праведникам Иакову и Аврааму — в сердечной доброте к странникам. К святителю странники шли со всех весей и далей. И находили у него приют и хлеб, как в сердце Христа. А в декабре как раз церковь отмечала день памяти святителя - может Борис в декабре был там?

-9

Известно, он фотограф от Бога. Значит, его встреча со святителем состоялась, пусть не на этом, на том свете.

Известно, смерть и здесь не изменяла себе, – подкралась и поймала художника, когда он выпустил из рук фотокамеру.

Люди, сгорая от любопытства решатся спросить: "Как умер Борис Смелов? Что с ним случилось в ту ночь 18-го января 1998 года на Васильевском острове?"

-10

А здесь с ним ничего не случилось?

-11

А вот тут?

-12

Почему не встречаю одного вопроса: "Как он видел то, мимо чего проходят все? Как он видел правду?"

У Тарковского есть такие слова: "На мой взгляд, художник поступает вовсе не как искатель, он свидетельствует об истине, о своей правде мира".

Но я не посмею дать ответа, не нарушу основополагающую заповедь мастера о тайне в фотографии. " Иначе будет утеряна многозначность её восприятия", – как считал Смелов.

-13

Может такова цена за прикосновение к тайне, я не знаю. Знаю, что такую цену заплатили мифический Икар, и вполне реальные Моцарт, Ван Гог, Достоевский, – его любимые творцы. След трех гениев легко можно разглядеть в фотографиях Смелова. И тогда вопрос, наверное, будет другой, "Как он так видел?"

-14

Старухи на фотографиях Анри Картье-Брессона и натюрморты Йозефа Судека, где каждый графин тебе столько расскажет, – не унесешь. Это школа, в которой учился Смелов, сам, без поводырей. И фразу Судека о том, что «каждый предмет материального мира наделен собственной душой» он воплотил еще более масштабно. подойдите к стенам домов и поднимитесь на крыши в фотографиях питерского мастера.

Один натюрморт из его работ не дает мне покоя. В нем, кстати, есть вещи, оставшиеся от бабушки Бориса.

-15

Отражение света в зеркале, и кроме зеркала, некому его встречать в этом доме, и очки, одни, вторые, брошенные, которые уже никому не нужны, в рассеянном свете.

И все же стоит упомянуть еще один фильм, художественный, о фотографе, который я интерпретирую как документальный... о Борисе Смелове. В 2008 году, ровно через 10 лет после смерти Бориса режиссер Вим Вендерс пишет сценарий и создает картину «Съемки в Палермо».

Вот цитата из фильма: "Мне очень нравится идея негатива — обратная сторона жизни, обратная сторона света". Вот сюжет, он причудлив, а метания человека среди обветшалых городских зданий непонятны. Главный герой фильма фотограф Финн Гилберт начинает видеть странные вещи.

-16

Мистика и искусство, смешиваясь, начинают проникать в его жизнь и трагичен финал этой судьбы молодого успешного талантливого фотографа.

"Я должен умереть, но не умер", – говорит Финн. Значит, он побывал где-то там, за гранью реальности.

-17

Борис Смелов. Художник, заглянувший в бездну. Его фотография – унылый город, зима и снег, а читается совсем другое.

Я открываю пятую страницу книги, начало романа "Униженные и оскорбленные", и читаю: "Прошлого года, двадцать второго марта, вечером, со мной случилось престранное происшествие".

© Андрей Толкачев

#фотография

#городской пейзаж

#достоевский

#санкт-петербург

Пишите на канал "Напиши шедевр"!