Этот жанр называют по-разному: и метапроза, и металитература, и метафикшен. Последнее, по-моему, самое точное название. Но главное здесь — приставка «мета». Она означает сложную абстракцию — явление, осознаваемое через само это явление. Например, метазнание — это знание о знании, метапамять — это память человека о том, что он помнит, метачувства — это чувства, которые вызывают у нас наши чувства и т. д.
Что такое метапроза
Что это такое, думаю, вы уже поняли. Метапроза или металитература — это литература о литературе. Однако её не надо путать с книгами о том, «как написать бестселлер». Я ничего не имею против таких книг, они могут быть полезны и нередко пишутся опытными людьми, и даже известными писателями. Например, «Как писать книги» С. Кинга, «Дзен в искусстве написания книг», Р. Брэдбери, «Писательское ремесло» Дж. Батчера, «Как стать писателем» Ю. Никитина.
Эти книги написаны хорошим литературным языком, в них встречаются даже вкрапления художественно оформленных воспоминаний писателей (у С. Кинга, например) и размышления о творчестве. Но это всё же нон-фикшн, своеобразные пособия или руководства для начинающих писателей. А мы сегодня говорим о метафикшн.
Это особый жанр художественной литературы, в котором в центре повествования не просто личность писателя, как, например, в романе «Мартин Иден» Дж. Лондона, а процесс создания произведения. Метапроза — это художественное повествование о том, как рождается роман, как мысли, эмоции, желания писателя воплощаются в его произведении. Это не просто роман о романе, в нём судьба писателя переплетается с судьбами его героев, а предметом художественного творчества становится само творчество.
В широком смысле под метапрозой понимаются любые произведения о жизни писателя (реального или вымышленного), в которых рассказывается о создании художественного текста. А в более узком — это сложное многоуровневое произведение, где процесс рождения произведения переплетается с жизнью его автора.
Метапрозу считают порождением модернизма и постмодернизма и интерес к ней связывают с литературой начала XX века. Однако элементы метапрозы появлялись и значительно раньше. Например, у Сервантеса во втором томе романа «Дон Кихот» герои читают книгу о своих приключениях и комментируют их.
Среди писателей XX века многие попробовали себя в жанре метапрозы: Аркадий и Борис Стругацкие "Хромая судьба", Л. Леонов в романе "Вор", Джон Барт, Хорхе Луис Борхес, В. Набоков ("Дар"), Г. Гессе и другие.
Общее и особенное в металитературе
Конечно, каждое литературное произведение самобытно и уникально, особенно многослойное, относящееся к метапрозе. Но все же некоторые общие признаки, характерные для этого жанра можно выявить.
Что объединяет произведения метапрозы
Во-первых, это всегда повествование, включающее в себя художественный, возможно,философский и психологический анализ процесса литературного творчества, осмысление писателем не только своей роли в создании мира книги и её героев, но и влияние созданного текста на мировоззрение автора и его судьбу. Вот такая сложная задача, которая, конечно, решается по-разному, и в разной степени успешно. Сложность этой задачи является причиной некой фрагментарности метапрозы. То есть она может присутствовать в виде отдельных вкраплений в роман. Например, как это происходит в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова.
Во-вторых, важным признаком метапрозы является соучастие читателя, включенность его в процесс осмысления творчества. Метаповествование строится так, что читатель вместе с писателем додумывает, домысливает развитие сюжета, связывает действия героев рождающегося романа с теми персонажами, которые находятся за его пределами. Это своеобразная литературная игра, которая не всем доступна.
Например, читая роман «Мастер и Маргарита», часть читателей воспринимает эпизоды, связанные с Понтием Пилатом, просто как вставки, не имеющие особого отношения к сюжету. Иной раз эти страницы читатель и вовсе пролистывает, чтобы скорее вернуться к приключениям Воланда и кота Бегемота. Это, конечно, неправильно, но такие читатели просто неспособны включиться в предложенную автором игру. Они её не замечают.
Среди общих признаков можно назвать также высокий уровень метафоричности, когда метафорами становятся образы героев, события, сюжетные повороты, да и весь сюжет романа в целом.
Своеобразие произведений метапрозы
Различий, пожалуй, больше. И их сложнее описать из-за самобытности этих произведений. Но я остановлюсь на архитектуре текста. Все же, на мой взгляд, правильное построение метаповествования — это самое сложное. Нужно не только встроить в роман другой художественный текст, но и связать его с осмыслением творчества, с личностью самого́ писателя и сделать это гармонично.
Часть книг этого жанра представляет собой «шкатулочные романы», как, например, «Мастер и Маргарита». В них мы видим текст в тексте, когда сюжет-рамка повествует о писателе, создающем роман, переживающем какие-то события, переломы в судьбе, которые влияют на содержание его творчества. А внутри этой рамки текст самого́ романа, что создаёт писатель. И содержание этого текста напрямую связано с внешними событиями. Наиболее ярками примером метапрозы этого типа считается роман Дорис Лессинг «Золотая тетрадь» (в другом переводе «Золотая записная книжка»).
Пример другой техники — рассказ-биография о жизни писателя, с включением кусочков его романа. К этому типу метапрозы можно отнести роман Юрия Буйды «Ермо» и «Качество жизни» А. Слаповского.
Ещё одна техника — это комментарии автора по поводу не только действий героев и описываемых событий, но и в отношении своих художественных приёмов, целей и вообще процесса создания романа. Причём такие рассуждения могут привести к изменению сюжета, и автор сообщит читателям, что ему не понравилось в первоначальном варианте. По сути, читатели видят тот самый, популярный в сетевой литературе впроцессник, только с комментариями и размышлениями автора. В качестве примера можно привести роман Д. Фаулза «Женщина французского лейтенанта».
Можно сказать, что метапроза — это своеобразная саморефлексия писателя, и рождается такая металитература, когда у автора появляется потребность не только осмыслить художественный процесс, но и поделиться своими мыслями с читателем. И, конечно, включить его в своеобразную литературную игру.
#литература #жанры #творчество #модернизм #писатели