Найти тему
Sunny Blues

Гитарист шведских легенд: На первых двух альбомах «ABBA» много тяжелых гитар... Мы тогда слушали «DEEP PURPLE»

Не слишком хорошо известный широким массам человек по имени Янне Шаффер знакомит нас с тем, что происходило в 70-х за кулисами крупнейшей машины по созданию хитов.

Янне Шаффер
Янне Шаффер

Неожиданный выпуск группой ABBA нового альбома в 2021 году - это их первый новый материал за 40 лет. В связи с этим событием гитарист, игравший на главных хитах группы в 70-х и начале 80-х, рассказал о том, как это было тогда.

«Всего ABBA продали более 380 миллионов пластинок», - говорит Янне Шаффер. «И более, чем на половине из них вы можете услышать мою гитару. По-моему, это круто!»

В лучшие для себя времена ABBA записали и выпустили 98 песен, в 50 из которых участвовал сессионный гитарист и джазовый виртуоз из Стокгольма. Но Янне появился не из ниоткуда - прежде чем в 1972 году присоединиться к ABBA, он играл с Джими Хендриксом и группой PINK FLOYD в их первых шведских турах.

Теперь же, оглядываясь на то время, которое он провел на этой фабрике хитов, Янне вспоминает: «Там всегда была хорошая музыка. И новые их песни звучат великолепно. Полагаю, этот камбэк будет иметь огромный успех».

«Что касается моих хард-роковых гитарных партий, то мне на ум приходят три песни ABBA. Это Rock’n Roll Band, Watch Out и King Kong Song. Все три - из первого и второго альбомов. Послушайте их, и вы обнаружите много гитарных моментов, характерных для тяжёлого рока. Мы ведь тогда слушали DEEP PURPLE».

«Во вступлении песни Watch Out я использовал гитарный синтезатор... В той коротенькой фразе, которую я повторяю в начале, вы можете услышать октавер. Мы очень весело проводили время в студии, пробуя разные технические новшества. Поначалу Бьёрн и Бенни вообще не слишком себе представляли, в каком именно направлении будет двигаться ABBA. Я полагаю, что начиная с третьего альбома Бенни уже определился, как именно должна звучать группа...»

«Существует довольно много популярных треков, на которых я сыграл! Ring, Ring, Waterloo, Mamma Mia - эту я сыграл дабл-трекингом, и ещё Bang-A-Boomerang, Voulez Vous, I Have A Dream».

«А в 1977 году я сыграл на треке под названием If It Wasn’t For The Nights, который мне очень нравится, хотя его не так часто крутят на радио. Он был более ориентированным на диско, и с множеством гитарных наложений. Вообще, с ABBA я делал очень много наложений».

«Очень горжусь тем, что играю на SOS. Я бы сказал, что это одна из лучших мелодий ABBA».

«Я также сыграл на версии SOS со шведским текстом, которая вышла на одном из сольных альбомов Агнеты Фельтског, и вот там партия гитары слышна несколько лучше. Это мелодия, в основном ориентированная на фортепиано, но дополненная гитарой».

«Есть ещё песня под названием Eagle, которую мне очень интересно было записывать».

«И я думаю, что это я сыграл на Fernando, исходя хотя бы из того, что официально так зарегистрировано и мне так сказали, но я не уверен на сто процентов. Еще я точно играю на Knowing Me, Knowing You».

«Некоторое время мне казалось, что это я сыграл на Does Your Mother Know, но это был другой, совершенно фантастический гитарист, которого они задействовали, его звали Лассе Велландер».

Лассе Велландер и ABBA
Лассе Велландер и ABBA

«Waterloo - это, по сути, глэм-рок песня, но я понятия не имею, слушали ли тогда Бенни или Бьёрн глэм-рок, если честно, зато мы все слушали THE BEACH BOYS. Все знают, что Брайан Уилсон был прекрасным автором песен. А Бенни всегда отлично умел прочувствовать чьё-либо вдохновение и сделать его своим. Например, при создании As Good As New на него очень повлияли BEE GEES, хотя по музыке этого явно не скажешь».

«Я немного помогал при аранжировке Waterloo, и это было фантастикой. Я видел, как все началось, как растет и развивается, и сразу понял, что получится нечто особенное. Большая часть этой песни была аранжирована прямо в студии.

И у меня до сих пор сохранилась гитара, на которой я записывал Waterloo. Это был мой Gibson Les Paul 1959 года выпуска. Правда, я его припрятал, сейчас он стоит больших денег! Я использовал усилитель Ampeg и я скорее всего не задействовал никаких педалей, хотя где-нибудь мог попробовать один из моих фэйзеров MXR».

«Зато у ABBA есть песня под названием So Long, где я использовал эхо-педаль Morley, нажимая на которую получал всякие закрученные звуки. Вы можете услышать это в самом начале».

«Ещё моё имя указано в сессиях Dancing Queen, но я не совсем уверен, что играл там. Я помню, как заглянул в это время в Glen Studio и меня тогда попросили записать несколько каких-то ритм-треков. Но опять же, трудно быть уверенным! Некоторые сессии я помню очень хорошо, другие стёрлись из памяти. Моё имя официально присутствует более, чем на 5000 треков, и только 50 из них - ABBA. И многие другие записи вообще никак не похожи на ABBA. Я всегда стараюсь изобрести свой собственный музыкальный язык для каждого проекта».

«Кстати, очень помогли мои фундаментальные знания в теории аккордов. Я играл вместе с Бенни, и пытался найти то, что подошло бы к его игре на фортепиано. Все обычно начиналось с того, что он демонстрировал основную идею - как будет звучать мелодия, а дальше мы уже добавляли. И я бы не сказал, что с моей стороны это были стандартные гитарные аккорды, тут нужно было хорошо разбираться во всём, но я привык так работать».

«Для меня было большой честью участвовать в их песнях, это доставляло мне огромное удовольствие и я чувствовал, как участвую в их творческом становлении и развитии. В 1973 году, когда они записывали Ring, Ring, я выпустил свой первый сольный альбом, который шесть недель держался в Швеции на первом месте».

«Правда, я немного боялся, что они не захотят, чтобы я продолжал сотрудничать с ними одновременно с тем, что я начинал свою карьеру. Но я объяснил им, что моё сольное творчество - это совершенно другая музыка, нежели у них, поэтому я очень надеюсь продолжить запись с ними, поскольку у ABBА всегда была качественная и очень креативная музыка».

«В то время я в основном играл на Les Paul. Но у меня также было несколько гитар Fender, например, на As Good As New я использовал Telecaster».

«А на I Have A Dream я вообще играл на электрическом ситаре и всегда был готов использовать совершенно разные гитары. Но в настоящее время я очень редко играю на своих старых Gibson, в основном, работаю на гитарах Larrivée франко-канадского бренда, который мне очень нравится. Именно эти инструменты стали основными для моих записей на сегодняшний день».

«Считаю, что любой гитарист должен быть разносторонним и хорошо разбираться в теории музыки. Я всегда слушал много джаза и играл с джазовыми группами на шведском радио, также работал с людьми с классическим музыкальным образованием, это мне очень помогло.

Я также быстро понял, что в музыке нужно быть очень изобретательным и постоянно держать уши открытыми. Однако никто не бывает идеальным всегда - иногда может появиться мелодия, которая абсолютно не подойдет для вашего стиля игры. Об этом стоит постоянно помнить».

Читать также: