Думаю, очень правильно читать текст литургии дома, чтобы понять ее смысл.В настоящее время, к сожалению, наша литургия ушла от первоначальной, появились так называемые «тайные» молитвы священнические.
А очень жаль, что какие-то важные темы литургической молитвы, церковной молитвы тайно прочитываются в алтарях. Хотя в них ничего таинственного-то как раз и нет.
Таинство – это не потому, что нужно что-то скрывать, а потому что невидимо, таинственно Живой Бог действует сейчас, и мы с Ним, и Он нам служит. Вот в чем тайна-то.
И если прочитать все литургические молитвы от начала до конца, в том порядке, как они совершаются во время богослужения (что-то в алтаре, а что-то вслух поется), раскрывается смысл и цельность всего этого общего дела. Конечно, тогда переживание литургии становится глубже.
Из литургических богослужебных молитв понятно, для какой цели мы причащаемся. Там написана конечная цель: чтобы соединиться с Господом, а в Боге – друг с другом.
Но наш современный опыт – индивидуализм протестантский: «я иду причащаться для своего спасения». Нет! Это не православно.
Мы идем, причащаемся сами и для своего спасения, и для того, чтобы порадовать Небесного Отца, и для того, чтобы соединиться друг с другом, и для того, чтобы принести освящение во весь этот мир. Литургические молитвы как раз об этом говорят. А это, плюс ко всему, есть соборность.
По проповедям и беседам о. Владимира Головина.