Найти тему
Порцелиновый фан

Фарфор Вербилок периода СССР. Балерины Ольги Артамоновой.

Друзья, вы помните вечнозелёную романтическую песенку из "семидесятых", что спели дуэтом Сьюзи Кватро и Крис Норман? Ну конечно, помните! В нашем не очень хорошо англоговорящем обществе песенку обозвали "100 балерин". Если услышать песенку утром, мотивчик прилипнет к тебе на весь день. Вот она, кстати.

Интересно, что за время существования СССР на фарфоровых заводах страны выпустили приблизительно такое же количество различных статуэток балерин. Ну ладно, ладно - шучу - чуть меньше.

В этой статье я хочу рассказать о серии балерин, созданных одним из интереснейших художников-скульпторов Вербилок Ольгой Сергеевной Артамоновой (1926-2004) в период хрущёвской Оттепели. В серии всего три статуэтки, поэтому статья будет компактной.

С точки зрения развития искусства, тем более - декоративного, тем более - фарфорового дела, Оттепель была периодом далеко не однозначным. Все прежние визуальные образы оказались фактически под запретом. Более всего пострадала архитектура. Да и с эстрады прежние заслуженные и не очень артисты убирались под разными предлогами, что может сейчас казаться жестокостью, - зато открывалась широкая (нехоженая) дорога свежим талантам. Эстетика Человека труда - т.е. эстетика рабочего и колхозницы - людей с самых "низов", с их не самыми эффектными фигурами, привыкшими к тяжёлому, подчас монотонному труду - заменяется эстетикой балета (хорошо тренированные стройные тела, призванные услаждать глаз пресытившейся публики, в основном, - элитарной). По фарфоровым статуэткам разных заводов прекрасно видны волны интереса элиты - как они накатывались и как сменялись. Как спускались одномоментно с Министерства Культуры указания и предложения (от которых невозможно было отказаться, во всяком случае, если хочешь усидеть в кресле директора). Как сразу все фарфоровые заводы "вдруг" стали выдавать на гора персонажи русских народных сказок и сказок Пушкина. А потом этот тренд ушёл, сменившись выпуском множества балерин. Хочу обратить внимание молодых: в середине пятидесятых годов не только в России (РСФСР) или в СССР, но и вообще нигде в мире не было интернета, и представить себе в недалёком будущем что-то подобное интернету с его массивами информации не способны были даже самые "продвинутые" тогдашние писатели-фантасты. Всякий (то, что ныне называется) "откровенный контент" был под запретом и карался соответствующей статьёй УК. Такой вид спорта, как художественная гимнастика, только-только начинал своё развитие. Таким образом насладиться красотой человеческого тела проще всего можно было, попав на балет. Театров балета на всю страну было по пальцам одной руки пересчитать, и концентрировались они в больших городах. Вот почему так много балерин у питерских (ленинградских), киевских и московских заводов, а на периферийных фабриках такие статуэтки практически отсутствуют.

Несколько слов о качестве самих статуэток с точки зрения эстетической составляющей. Оно было превосходным. В Советских художественных вузах преподавали великие учителя! Если сравнить нашенские статуэтки тех лет с образцовыми немецкими - разница налицо! Немецкие, при всей тончайшей отработке мелких деталей: пальчиков, ноготков, морщинок - кажутся деревянными манекенами в сравнении с "живыми" людьми. Всё потому что у наших статуэток соблюдены пропорции человеческого тела, причём в движении, и они очень естественны, тогда как у немецких плоские спины (у людей таковых не бывает), неестественно вывернутые руки, ноги и головы.

Итак, смотрим первую галерею. Фигурка называется "Балерина с цветком (или "Балерина с розой")...

Вторая статуэтка из серии называется "Балерина на тумбе". Обратите внимание на причёску, лицо, соотношение частей тела, костюм-пачку. Позировала определённо та же модель, что и для статуэтки "Балерина с цветком". И расписаны статуэтки в одном стиле: белый фарфор на подставке с позолотой, костюм-пачка полностью перламутровый, остальные элементы выделены позолотой, волосы каштановые, светлые глаза и слабая прорисовка губ (У более габаритной "Балерины на тумбе" ещё щёки с лёгкой розоватостью).

И наконец третья статуэтка из серии - это "Отдыхающая (лежащая) балерина".

Вся серия создана во второй половине 1950-х годов, на всех статуэтках клеймо якорьком "ДФЗ Вербилки" 1954-64гг.

Часто ко мне обращаются с вопросом - как выбрать статуэтку? Так, чтобы была "интересная", и чтобы "нравилась". Друзья, если вы не готовы собирать фарфоровые статуэтки всерьёз - лучше и не начинать. Собирайте деревянные. Или пластиковые. Глиняные. Но только не фарфоровые. Фарфор - слишком дорогой материал, чтобы собирать статуэтку по принципу "нравится - не нравится". Ценность статуэтки определяется слишком многими критериями, и термин "нравится" один из самых незначительных. Где-то коллекционирование фарфоровых статуэток можно сравнить с коллекционированием почтовых марок. На примере выше приведённой серии это выглядит так. Статуэтка "Балерина с розой" очень эффектна. Она пользовалась большим спросом. Действительно, очень милая, как бы застывшая девушка, перед выходом на сцену прикалывающая цветочный букетик к себе на грудь. Выпущена довольно большим тиражом. "Балерина на тумбе" сидит не в естественной позе, а явно позирует для художника. И в этом минус. При этом это более сложная чисто в техническом исполнении фигурка, более габаритная. Т.е. цена на неё была изначально определена выше "Балерины с цветком", а эстетическая составляющая ("нравится") - ниже. Соответственно, тираж был значительно меньше. Как результат - сегодня цена "Балерины на тумбе" выше цены "Балерины с цветком" в среднем в два - два с половиной раза. Заметьте, цены я не называю. Ещё менее интересна в терминах "нравится - не нравится" "Отдыхающая балерина". Тираж её был совсем мизерный. И да - цена на эту статуэтку сейчас устремляется в небо. Надеюсь - объяснил?

В качестве бонуса к статье предлагаю ещё три (но кто-то насчитает и четыре - по артикулу) статуэтки того же мастера в жанре балета\танца. Очевидно, что по некоторым параметрам они не могут быть отнесены к серии, представленной выше (прежде всего по костюмам и по раскраске - но как раз пластика и размеры фигур позволяют даже на глаз сделать вывод, что все статуэтки вышли из под руки одного художника-скульптора!)). Первая из бонуса называется "Китайский танец с зонтиком", и её более привычная вариация (без зонтика) под названием "Тао Хао в балете "Красный мак". Вторая называется "Казахский танец". Третья - "Кореянка с цветком".

На самом деле Ольга Сергеевна Артамонова создала для завода в Вербилках множество статуэток, и не менее интересных, чем здесь представленные, просто всё творчество этого мастера в одной статье не уложить - так что я обязательно вернусь, и возможно, не раз, к наследию этого художника. Засим прощайте.

Это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо!