Найти тему
Вижу красоту

1937 год: фарфоровая головка тряпичной куклы

Друзья, вновь я хочу вас познакомить с любопытной заметкой из журнала «Игрушка». Опять же пишет об актуальных производственных проблемах скульптор Государственного фарфорового завода имени М.В. Ломоносова Наталия Яковлевна Данько.

Данько, Наталия. Головка куклы // Игрушка, 1937. – №4. – С. 21.

Ко мне не раз обращались заводы: сделайте нам кукольную головку, сделайте любимой детской игрушке живое человеческое лицо.

Я с детства люблю кукол. На всю жизнь осталась у меня нежность к фарфоровому, почти живому, личику куклы. И всё же от предложений игрушечных фабрик я отказывалась всякий раз, хотя работа, предложенная ими, меня интересовала.

Нет большей обиды для художника, чем увидеть своё произведение искажённым, изуродованным. А именно такая судьба постигает художника, передавшего кукольную головку для производства.

Головка куклы. XIX. Вербилки. Высота 11 см. Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник / Ф-1578. Госкаталог: 23004837. Источник: goskatalog.ru
Головка куклы. XIX. Вербилки. Высота 11 см. Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник / Ф-1578. Госкаталог: 23004837. Источник: goskatalog.ru

Кукольные головки производятся сейчас из той же массы, которая употребляется для производства посуды. Если посудную массу не глазировать, она остаётся шершавой и краска на неё ложится не ровно. На глазури же краска растекается. В обоих случаях эта масса для кукольной головки не годится.

Головка куклы. 1900-е. Гжель. Высота 4 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / НКФР-1016. Госкаталог: 2012530. Источник: goskatalog.ru
Головка куклы. 1900-е. Гжель. Высота 4 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / НКФР-1016. Госкаталог: 2012530. Источник: goskatalog.ru

Головку надо делать из более легкоплавкой, мелкомолотой бархатистой массы. А производства, избегая «лишних» хлопот и расходов, не идут на это.

Кукла с фарфоровой головкой. 1914–1915. Гжель. Высота 19 см. Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама / К-1929. Госкаталог: 28488155. Источник: goskatalog.ru
Кукла с фарфоровой головкой. 1914–1915. Гжель. Высота 19 см. Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама / К-1929. Госкаталог: 28488155. Источник: goskatalog.ru

Вот и получаются у нас куклы с безобразными, неживыми лицами, с грубым румянцем, искажённым ртом. Страшно давать такое «дитя» ребёнку, обидно смотреть на таких уродов взрослому.

Кукла тряпичная с фарфоровой головой. 1880-е. Высота 44 см Государственный исторический музей / Б-2915. Госкаталог: 5370775. Источник: goskatalog.ru
Кукла тряпичная с фарфоровой головой. 1880-е. Высота 44 см Государственный исторический музей / Б-2915. Госкаталог: 5370775. Источник: goskatalog.ru

Лица дешёвых кукол с тряпичными туловищами прежде, до революции, носили лубочный характер. Их раскрашивали условно. Но делалось это очень тщательно, аккуратно. А мелкозернистый «бисквит», из которого делалась головка, обеспечивал лицу хороший вид.

На наших предприятиях кукольная головка, как правило, является «принудительным ассортиментом». Все директора стонут: «Невыгодное дело – кукольная головка. Главное, – выполнить задание по посуде». И раскраску поручают, обычно, не скульпторам, не художникам-фарфористам, а своим мастерам. Люди, привыкшие иметь дело с тарелками и чашками, делают модели кукольной головки.

Неудивительно, что такая мелочь, как стёртый носик, или кривой ротик мало беспокоит работников предприятий. Только тогда, когда стандартные образцы типов будут делаться сначала до конца художниками, лицо куклы приобретёт живые черты.

Мало того, предприятия должны получить и точную рецептуру массы, из которой должна делаться кукольная головка. В своё время это было поручено Керамическому исследовательскому институту, но Наркомместпром при этом забыл одну «деталь» – отпустить институту необходимые для проведения работы средства. Так до сих пор ничего в этом направлении и не сделано.

Художник, создавая образцы, в свою очередь должен точно знать технологический процесс, чтобы быть уверенным, что его замысел действительно может быть выполнен производством. Если он, работая над формой и раскраской лица куклы, не будет учитывать рабочую силу, необходимые затраты и т. п., его замысел неизбежно останется неосуществлённым, неприемлемым для производства.

На большинстве фабрик есть художественные советы. Их нужно превратить в авторитетные организации, которые действительно будут просматривать и утверждать все образцы, представляемые художниками. Надо категорически покончить с таким положением, когда уже готовую продукцию приходится браковать из-за отвратительного качества.

Лицо куклы требует любви и внимания. Его должны делать настоящие художники и тщательно следить за ним в процессе производства. Только тогда ребёнок получит хорошую красивую куклу. Только тогда художник, создавший образец, без страха отдаст его предприятию.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив