Найти в Дзене

Фабрика по производству статуй, которой 3500 лет

Как выглядят древние античные статуи все примерно. Обычно это индивидуальный труд мастеров. Но у древних хеттов, живших во II тысячелетии до н.э. для этих нужд был настоящий завод, штамповавших статуи для всей империи. Расположен он сейчас в турецкой провинции Газиантеп на границе с Сирией

Появилась эта масштабная мастерская сразу на месте каменоломни, где добывался базальт, так логистически было удобнее. Работы там начались в XIV веке до н.э., при царе Суппилулиуме I. В XII веке империя пала под натиском ассирийцев и мастерская была заброшена. Однако в IX веке она вновь начала использоваться, но уже мастерами арамейского царства Самал. Но век спустя эту территорию вновь заняла Ассирия, и производство прекратилось навсегда

-2

Само место представляет из себя лесистый холм с огромным количеством базальтовых глыб, зарывшихся в землю. Исторически мастерская занимала территорию площадью 100 000 квадратных метров.

Сначала вы увидите несколько десятков отрытых и очищенных статуй

-3

А дальше следует огромная площадь валунов, где только некоторые из заготовок статуй установлены на постаменты

-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11

Рядом продолжают работу археологи. За последние полвека они обнаружили уже 300 каменных изваяний, но эта земля хранит гораздо больше скульптур хеттов

-12

Однако большинство скульптурных изображений однотипны. В основном это скульптуры трёх видов - сфинксы, львы и изображения бога гор. Первые два вида обычно украшали ворота и разные дверные проемы хеттских городов, дворцов и храмов. Третий вид мог быть основанием святилищ и некоторых культовых объектов

Виды сфинксов и этапы работы над ними

-13

-14
-15
-16
-17
-18

Как выглядят завершенные сфинксы можно увидеть в столице царства - Хаттусе

-19

А вот так выглядят типовые заготовки львов

-20
-21
-22
-23
-24

В идеале же хеттские львы выглядят следующим образом

-25
-26

А вот изображение бога гор, изображавшегося в виде двух или трех вершин

-27
-28
-29
-30
-31

Есть в этом месте и более уникальные изделия из камня, но они редки и единичны

-32

А это уникальное изображение человека-медведя. Считается, что вероятно всего это изображение священника в маске медведя, нигде больше похожие изображения найдены не были

-33

Капители колонн

-34

Ниже более позднее изображение сцены битвы, где изображена колесница, а под ней поверженный противник

-35

Технология по производству этих статуй выглядело следующим образом. В большой массив базальта вбивали клин. Далее в получившуюся щель вбивали уже деревянные клиньях, которые активно поливали водой. Дерево разбухало и деликатно раскалывало камень. Далее куску камня придавали общую форму, то есть, делали заготовку. Потом уже шла мелкая резьба и полировка. Последний тип работ здесь не проводился. Каменную заготовку отправляли заказчику на место и уже там проводился завершающий этап работы.