Как выглядят древние античные статуи все примерно. Обычно это индивидуальный труд мастеров. Но у древних хеттов, живших во II тысячелетии до н.э. для этих нужд был настоящий завод, штамповавших статуи для всей империи. Расположен он сейчас в турецкой провинции Газиантеп на границе с Сирией
Появилась эта масштабная мастерская сразу на месте каменоломни, где добывался базальт, так логистически было удобнее. Работы там начались в XIV веке до н.э., при царе Суппилулиуме I. В XII веке империя пала под натиском ассирийцев и мастерская была заброшена. Однако в IX веке она вновь начала использоваться, но уже мастерами арамейского царства Самал. Но век спустя эту территорию вновь заняла Ассирия, и производство прекратилось навсегда
Само место представляет из себя лесистый холм с огромным количеством базальтовых глыб, зарывшихся в землю. Исторически мастерская занимала территорию площадью 100 000 квадратных метров.
Сначала вы увидите несколько десятков отрытых и очищенных статуй
А дальше следует огромная площадь валунов, где только некоторые из заготовок статуй установлены на постаменты
Рядом продолжают работу археологи. За последние полвека они обнаружили уже 300 каменных изваяний, но эта земля хранит гораздо больше скульптур хеттов
Однако большинство скульптурных изображений однотипны. В основном это скульптуры трёх видов - сфинксы, львы и изображения бога гор. Первые два вида обычно украшали ворота и разные дверные проемы хеттских городов, дворцов и храмов. Третий вид мог быть основанием святилищ и некоторых культовых объектов
Виды сфинксов и этапы работы над ними
Как выглядят завершенные сфинксы можно увидеть в столице царства - Хаттусе
А вот так выглядят типовые заготовки львов
В идеале же хеттские львы выглядят следующим образом
А вот изображение бога гор, изображавшегося в виде двух или трех вершин
Есть в этом месте и более уникальные изделия из камня, но они редки и единичны
А это уникальное изображение человека-медведя. Считается, что вероятно всего это изображение священника в маске медведя, нигде больше похожие изображения найдены не были
Капители колонн
Ниже более позднее изображение сцены битвы, где изображена колесница, а под ней поверженный противник
Технология по производству этих статуй выглядело следующим образом. В большой массив базальта вбивали клин. Далее в получившуюся щель вбивали уже деревянные клиньях, которые активно поливали водой. Дерево разбухало и деликатно раскалывало камень. Далее куску камня придавали общую форму, то есть, делали заготовку. Потом уже шла мелкая резьба и полировка. Последний тип работ здесь не проводился. Каменную заготовку отправляли заказчику на место и уже там проводился завершающий этап работы.