Эстетические отношения пронизывают все аспекты жизни японцев. Даже такие бытовые моменты, как, например, заворачивание предметов или повязывание пояса имеют свое особое смысловое и эстетическое значение. Что уж говорить о японской национальной тяге к созерцанию, которая выражается в различных традициях любования цветением сакуры, красными листьями клена, первым снегом и так далее.
Японская эстетика стала формироваться в эпоху Хэйан (794 — 1185 гг.) — золотой век японской культуры и литературы. Она обусловлена исторически сложившимися канонами.
Период самоизоляции позволил Японии развить эти эстетические категории, чтобы установить свои собственные традиции в искусстве и культуре. Женщины, вроде Мурасаки Сикибу (известная японская поэтесса и писательница периода Хэйан), способствовали этому эстетическому развитию. Мировоззрение женщин императорского дворца характеризовалось утонченным эстетизмом, тонким поэтическим чувством и поиском личных отношений с вещами, людьми, природными явлениями и произведениями искусства вокруг них. Мир чувств, природы и искусства был средой, в которой жили эти дамы. Особенно ценились здесь внутренняя аристократия личности, тонкий вкус и способность реагировать на эстетические явления быстро и с характерной поэтической формой.
Японские эстетические категории являют собой целый список часто неотличимых друг от друга понятий. На этой неделе я хотел бы рассказать вам про моно-но аварэ, ваби, саби и югэн, потому что именно с ними люди чаще всего сталкиваются в повседневной жизни.
Подписывайтесь — будет интересно! На связи Хякумэ, до новых встреч〜
#japan #japanese aesthetics #hyakume about Japan