Найти тему

Девушка с польским акцентом. История незабытой травли

4,9K прочитали
Та самая школа, в которой училась Елена
Та самая школа, в которой училась Елена

Сегодня представляю вашему вниманию историю читательницы моего канала Елены. Она совершенно не скрывает себя, своего имени, даже поделилась своими фото, в основном из поездок, потому что путешествия - сбывшаяся мечта Елены.

Меня зовут Елена, мне 30 лет. Я из Владивостока. Сейчас я довольна своей жизнью: я преподаю английский и работаю переводчиком, у меня прекрасные друзья, я много путешествую, бывала в Европе, даже в Гонолулу. Я приняла себя со всеми своими достоинствами и недостатками. Но так было не всегда. Мои школьные годы я называю: «10 лет заключения без права на ошибку».

В раннем детстве я не была забитой или закомплексованной, более того, никто не ожидал, что на долгие годы я стану такой. Была только одна проблема, я плохо произносила шипящие. Дома это пытались исправлять, особенно бабушка по отцу. Она хотела, чтобы я была идеальной во всём, дефект речи никак не вписывался в эту картину. Мой акцент бабушку очень раздражал. Она давила на меня даже больше, чем потом одноклассники. С ними хотя бы можно было просто не общаться. А от бабушки никуда не деться. Родители целый день на работе, после школы я всегда шла к ней. Она заставляла постоянно произносить шипящие буквы. Это было похоже на дрессировку. Произношение лучше не становилось, и она кричала, что так только недоразвитые и умственно отсталые разговаривают.

Самостоятельно дефект исправить никак не удавалось, и тогда меня отвели на приём к логопеду. Тот, проведя со мной различные тесты, спросил, были ли в роду поляки. Выяснилось, что были по маминой линии. Тогда он объяснил, что исправить такое произношение невозможно, так как для данной нации характерно специфическое строение челюсти, что и создаёт такой акцент. С возрастом это стало менее заметно, но в детстве мой дефект сильно бросался в глаза.

Елена в Польше, на своей исторической родине
Елена в Польше, на своей исторической родине

И вот, первый класс школы № 59 во Владивостоке. В школу я очень хотела, шла с интересом. Поначалу всё было хорошо, но потом на мой дефект стали обращать внимание одноклассники. Иногда просто спрашивали: «А почему ты так говоришь?» Потом несколько мальчиков стали придумывать разные прозвища: «шепелявая», «шипелка». Я не давала себя в обиду. Обзывала их в ответ, давала сдачи. В том возрасте всё было по-детски и казалось проще. Во дворе у меня были подруги, и насчёт отношения одноклассников я вообще не заморачивалась.

Хуже стало с 8-го класса, когда у всех начался переходный возраст. Девочки уже вовсю обсуждали мальчиков. Меня это не интересовало. К тому же в классе я была самой маленькой по росту, да и лицо было каким-то детским. В 14 лет я выглядела от силы на 12. Мальчики начали активно меня задирать. Любимым развлечением было подойти ко мне и шипеть: «ПШШШШШШШ-ПШШШШ-ПШШШ». Девочки тоже стали насмехаться, что я мелкая, и парня у меня ещё не было. Когда им нужно было у меня списать, они вдруг начинали общаться без гонора, и мне казалось, что отношение ко мне поменялось. Но, получив необходимое, они снова переставали считать меня за человека.

Дальше больше. 9-й класс был просто адом. Прятали вещи, кидались бумажками, смеялись буквально над каждым шагом и словом. К доске стало выходить невыносимо, все хихикали и строили рожи, пока я отвечала.

Особенно усердствовал мальчик по имени Коля. Ни дня не было, чтобы он не сказал мне какую-нибудь гадость. Все за ним подхватывали. Считалось, что сидеть со мной за одной партой или дотронуться до моих вещей, значит, самому как-то замараться. Как же я хотела избавиться от этого Коли! Мечтала, чтобы его отчислили из школы. Но он не был хулиганом в классическом понимании, неплохо учился, уроки не прогуливал, а за обзывательства ведь не отчисляют.

Как же получилось, что я, такая смелая в раннем детстве, не могла за себя постоять? Это влияние семьи. Дома я рассказывала обо всём, но мама, человек очень мягкий и добрый, просто не знала, как на это реагировать, советовала не обращать внимание, тогда сами отстанут.

А отец был достаточно лоялен к такому поведению агрессоров, так как сам был из такой же шпаны. Он мог сказать: «А ты, можно подумать, паинька такая! Вечно дралась и ругалась с теми мальчиками, вот и неудивительно, что тебя обзывают». Помню, отец рассказывал, как они с компанией дали одной девочке в классе прозвище «Челюсть» из-за неправильного прикуса. Он считал это нормальным. И он тоже требовал от меня идеальности. Его жутко бесило, что я, например, не понимала физику и химию, не могла их вытянуть на пять, что мне не особо удавалось играть в баскетбол или волейбол. За каждую четвёрку даже за самую незначительную домашнюю работу он так меня отчитывал, словно это была двойка. Когда родители развелись, стало немного легче.

Елена в Сербии
Елена в Сербии

Важную роль сыграла бабушка. Она сказала, что в 14-15 лет нужно уже быть взрослой, что, если я не буду отвечать и вести себя, как мои одноклассники, то буду выглядеть солиднее, что давать сдачу — это как-то по-детски. Намного позже я поняла, что надо было плюнуть на эти установки.

Вдобавок тогда же обе мои подруги со двора переехали. Стало совсем не с кем общаться, я осталась одна.

А что учителя? Я думаю, большинство из их них просто не хотело с этим связываться, устраивать какие-либо разбирательства. Да они, наверное, и не знали, как бороться с травлей. Классная сказала, что ей нужно конкретно подловить этого Колю на каких-либо издевательствах. Ну, подловила пару раз, сказала, что так себя вести нельзя. Эффект был нулевым. К тому же для учителей я тоже была удобной. Типичная «хорошая девочка». Если я допускала ошибку, это было что-то из ряда вон выходящее. Как так? Лена? Я просто не имела права на ошибку, я обязана была всё знать, всё понимать и никак не быть замеченной ни в каких разборках.

Как-то Коля пропустил 2 недели. Как выяснилось, футбол смотрел. С этого момента всё изменилось. Вызвали его к директору, долго отчитывали. Учителя резко поменяли к нему своё отношение, стали ругать по любому поводу. Как же я радовалась в тот момент!

Елена в Черногории
Елена в Черногории

В 10 классе Коля ушёл. Казалось, что одноклассники начали реально взрослеть: особо ни к кому не цеплялись, каждый жил своей жизнью. Я перестала ходить в школу с отвращением и ненавидеть одноклассников. Нашла для себя увлечение — восточные танцы. Это стало первым шагом к открытости и уверенности к себе. На танцах у меня появилось много приятельниц разного возраста. Тренер стала моей хорошей подругой. До сих пор хожу к ней на тренировки. Помню, классная раздала нам опросник, чтобы мы указали дополнительные занятия вне школы. Я указала репетиторство по математике и танцы живота. После уроков она подозвала меня к себе и с большим удивлением переспросила про танцы. Я сказала, что да, записалась на занятия. Она не могла скрыть шок: «Зачем тебе это? Ведь там очень откровенные движения и костюмы». Танцы живота не вписывались в представления о «хорошей девочке».

Мои спокойные дни в школе продлились недолго. В 11 классе всё вернулось на свои места. В первую же неделю нового учебного года на меня снова посыпались насмешки. Не так, конечно, как раньше, но всё равно было очень унизительно. Не знаю, что случилось с одноклассниками за лето, но опять на меня обрушилась стигма, что для любого нормального парня встречаться со мной, значит, опуститься. Я считала дни до окончания школы. Мечтала, что я больше никогда не буду общаться с одноклассниками.

Школьная травля, конечно, наложила отпечаток на психику. Моя самооценка и уверенность в себе были надолго убиты. Я не умела давать отпор. Но я выбралась. Я не жертва. В какой-то момент я спросила себя, зачем страдать, если всё складывается хорошо. Я решила, что не буду больше «идеальной». Постаралась изменить своё поведение, перестала общаться с токсичными людьми. Это вызвало всеобщее недовольство многих, с кем я прекратила контакты, но мне было всё равно.

Елена в Италии
Елена в Италии

Долгое время о школе я старалась не вспоминать. Три года назад было десятилетие выпуска. Сначала я в магазине встретила одну одноклассницу. Она ко мне подбежала так, будто мы были хорошими друзьями. Начала расспрашивать о жизни, звала на встречу выпускников. Потом в соц. сетях ещё некоторые одноклассники пытались добавиться и звали меня на встречу. Я не пошла, но не удержалась, высказала всё, что о них думала. Они так возмущались. Забыли, видимо, как гнобили меня столько лет. Одноклассников надо уважать несмотря ни на что, говорили они.

Как-то встретила на улице одного из тех, кто меня травил. Он посмотрел на меня с такой злостью и сказал, что мне надо напомнить, какой я была раньше, а то живу, как хочу, и даже не здороваюсь. Стал вспоминать, как я «шепелявила». Я только рассмеялась в ответ, и сказала, что на них мне глубоко плевать. Надо было видеть его красное от злости лицо!

Иногда я встречаю бывших учителей на улице. Говорят, им жаль, что я не прихожу в родную школу, что я сильно изменилась. «Родную школу»? Для меня это было настоящей тюрьмой. А я, и правда, изменилась, перестала быть удобной.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Здесь я пишу о детях, о школе, о травле, делюсь лайфхаками и историями из жизни.

Еще вы можете помочь каналу получить признание на премии "ТопБЛОГ". Блогеры, которые получат премию, пройдут обучение и смогут улучшить свой канал. Очень верю в вашу поддержку. Чтобы помочь мне в этом, нужно сделать 4 действия.

1. Зайти по ссылке премии "ТопБЛОГ".

2. Выбрать номинацию "ПРОвоспитание"

3. Вставить ссылку на канал: https://zen.yandex.ru/id/605c50e28c070b23ae88ed39

4. Оставить свою (или любую) почту.

Книгу "Травля: со взрослыми согласовано" можно заказать тут.