Когда мы с мужем летом планировали поездку по Карелии, то неизменно натыкалась на упоминание городка Сортавала на границе Финляндии и России. Именно оттуда начинается большинство путешествий - по Ладожским шхерам, к Валааму, в горный парк «Рускеала». Путеводители говорили, что городок маленький, но очень финский, уютный, с налетом европейского шика. Но, по моему скромному мнению, это оказалось совсем не так. Что же мы увидели в Сортавале (местные жители негодуют, когда название города склоняется, но ученые-филологи непреклонны: склонять нужно)?
Именно после поездки в Сортавалу я поняла, что путеводители и впечатления других путешественников не следует брать за основу. Так, я ехала в уютный финский городок, а в попала в населенный пункт, где европейской атмосферы было на несколько домов. Эти памятники архитектуры туристы исступленно фотографируют со всех сторон, потому что больше фотографировать и нечего. Между тем местные рассказывают, что на улочках, которые можно пройти за две с половиной минуты, снимают исторические фильмы московские и питерские режиссеры.
Но чем дальше от центра, тем больше сознание царапалось об российскую неуютную действительность. Честно пыталась зацепиться за хорошее, но его было немного. Не понравились грязные, действительно грязные улицы. Причем в этих деревянных гетто тоже теплиться прекрасное: например, половина дома заколочена, около другой половины - разбиты клумбы цветов. Странно, почему мусор так раздражал меня, жительницу Сыктывкара, где жители кидают пакеты с отходами около своего дома по пути на работу. Наверное просто хотелось верить, что не везде так плохо, как на родине.
В городке есть парк Ваккосалми, который показался мне заброшенным. Парк в XIX веке разбили у подножия горы Кухавуори, откуда открывается чудный вид на город. Оборудованы ступеньки, скамейки и перила, которые сейчас переживают не лучшие времена. На верху довольно чисто, находится на вершине небольшой горы - чудесно. Но меня не переставал грызть урбанистический червь - сюда бы пару десятков миллионов на обустройство и было бы великолепно. А у подножия Кухавуори расположилось певческое поле - еще в начале двадцатого века сюда съезжались хоры со всей Финляндии, чтобы посоревноваться в лучшем исполнении национальных песен. Дело в том, что в этом месте невероятная акустика.
В городке есть благоустроенная набережная у молодежного центра «Сердоболь». Но набережная граничит с неблагоустроенной береговой зоной, где паркуются катера всех мастей и видов. Эти катера увезут туриста в любом направлении по прекрасной Ладоге: да, ценник кусается, но наверное это того стоит (по ситуации на лето 2021 прогулка на несколько часов в сторону ладожских шхер стоила 1500-2000 тысячи на человека). Тут же прямо у катеров купаются ребятишки и взрослые.
Понравилось атмосферное финское кладбище, за которым ухаживает российская сторона на деньги, соответственно, финнов («дадут деньги - скосят траву, не дадут - не скосят», - делился с нами местный таксист).
Некоторые надгробия свалены, другие подпирают камнем. Последние почившие обрели здесь покой в дни Великой Отечественной войны. Затем территорию окончательно заняла наша армия - и воцарилась истинно русская страница жизни города Сортавала. Я думаю, что городу Сортавала просто не повезло столкнуться с русским менталитетом, который в большинстве своем равняется кусочку красоты в центре города и неприкрытой разрухой на окраинах.
Понравилась природа - единственное, за чем сюда едут туристы со всего мира. Проводить закат на горе Паасо в четырех километрах от центра - превосходно!
Пробежаться в пригороде, любуясь на стройные домики, которые соревнуются между собой в красоте, - великолепно! А эти деревья и камни, на которых тоже растут деревья, - удивительно.
Сортавала, по моему мнению, очень некрасивый город, непричесанный, неуютный и грязный. Но каждый раз, когда я говорила об этом местным жителям, их лица искажались - они-то свой город любят. А если люди любят свой 18-тысячный город, значит не все потеряно.
! Но есть и то, ради чего стоит побывать в Сортавале: это исторический парк «Бастион» и рускеальский экспресс, о котором расскажу в следующих выпусках.