Вечная пробка на Советском проспекте, кажется, не рассасывается даже ночью. Берег Невы, который мог бы стать отличной прогулочной зоной для местных жителей, запущен и тернист. Там, где главная водная артерия делает изгиб, получивший название Кривое Колено, некогда находилась деревня Усть-Славянка. Сегодня это один из районов Петербурга, в котором высотные многоэтажки соседствуют с деревянными хибарами. Последние - СНТ "Ленметрострой", члены которого уже несколько лет борются за право на существование. В один из хмурых ноябрьских дней мы съездили в этот исторический район Северной столицы и пообщались с его жителями.
Ближайшая станция метро "Рыбацкое" находится примерно в полутора километрах. До Кольцевой автодороги - около пяти километров. Узкий двухполосный Советский проспект (бывший Шлиссельбургский тракт) в часы пик не справлялся с автомобильными потоками еще задолго до грандиозной стройки на территории Усть-Славянки.
Сейчас же, когда новостройки высотой в 20-30 этажей ввели в эксплуатацию, пробка не рассасывается практически никогда. А жители нового ЖК "Живи в Рыбацком" горестно шутят в социальных сетях, что свой дом называют "Умри в Рыбацком", поскольку по дороге домой можно состариться и отдать Богу душу. Конечно, можно дойти до метро и пешком, благо расстояние небольшое, но тротуаров вдоль Советского проспекта нет, а имеющаяся тропинка в межсезонье превращается в месиво.
Что касается самой деревни в устье реки Славянки, то, по данным историков, она старше Петербурга. В петровские времена Усть-Славянка служила сторожевым пунктом и русских, и шведских войск, а к концу XIX века этой местностью заинтересовались петербургские дачники. Кроме того, на рубеже XIX и XX века Усть-Славянка была настоящим промышленным центром - здесь находилось сразу несколько кирпичных производств, ни одно из которых не сохранилось до наших дней.
В голодное послевоенное время эта территория была распахана под огороды. Старожилы вспоминают, как вместе с родителями сажали картошку. А уже в середине 70-х годов здесь официально зарегистрировали садоводство. Участки выдавали сотрудникам деревообрабатывающего завода Ленметростроя, который выпускал деревянную продукцию для ленинградского метрополитена. От этого производства уже тоже давно ничего не осталось. Сейчас на его месте находится солодовый завод, подъездной железнодорожный путь к которому делит садоводство «Ленметрострой» на две части.
При этом уже в 80-е, когда в соседнее Рыбацкое пришли новостройки, начались первые разговоры о расселении квартала и в Усть-Славянке. Но потом на несколько десятилетий все затихло: городу в частности да и стране в целом было не до этого. Про «реновацию» вспомнили уже в XXI веке. Три застройщика пришли в Кривое Колено в середине 2010-х годов. Их стараниями на этой территории появились многоквартирные высотки, строительство некоторых из них еще не завершено. Сначала осваивали пустыри, потом взялись за деревянные дома, которые до недавнего времени еще стояли на территории бывшей деревни.
По сути, единственное старинное деревянное здание в Усть-Славянке, которое сохранилось, - это дом народного поэта Слепушкина, друга Пушкина. Снести его не могут, потому что здание признано объектом культурного наследия, но и реставрировать не спешат. Вот уже лет 10 оно стоит с проломленной крышей и следами многочисленных пожаров, а на заднем плане возвышаются современные многоэтажки.
К концу 2018 году был утвержден проект планировки юго-восточной части Усть-Славянки - между проектным Усть-Славянским шоссе и границей с Металлостроем. В нем значилось, что на месте нынешнего садоводства должны появиться три новые улицы, два спортивных комплекса и три образовательных учреждения. Владельцы участков и построек пошли в суд.
И на протяжении нескольких лет выясняли отношения со Смольным в различных судебных инстанциях и даже дошли до Верховного суда, который встал на сторону дачников. Тем самым у садоводов, наконец, появилась возможность приватизировать свои участки, что и было основным предметом спора. Ведь для застройщика и города нет ничего лучше, чем выселить людей с территории, которую они обживали годами, и не заплатить за это ни копейки.
Тем не менее постройки в садоводстве больше напоминают какие-то деревянные трущобы и фавелы: нормальные дома, пригодные для жилья, можно пересчитать по пальцам. В основном это брошенные хибары, созданные когда-то из подручных материалов. Местные жители объясняют это так: поскольку на протяжении многих лет они находились в подвешенном состоянии, то строить что-то капитальное просто не имело смысла.
В результате сегодня практически вплотную к садоводству «Ленметрострой» примыкает недавно построенный жилой комплекс «Петр Великий и Екатерина Великая», из окон которого можно рассматривать, чем занимаются «соседи» на своих дачных участках.
Надо ли говорить, что ни одного садика или школы, а уж тем более поликлиники в этом новом квартале массовой высотной застройки не появилось. Да и не факт, что появится: все, что можно было застроить уже застроили многоэтажками, а выкупать приватизированную землю у садоводов весьма накладно (сотка, говорят, в Усть-Славянке стоит порядка двух миллионов).
Что же касается самих жителей садоводства, то по понятным причинам, на всех чужаков на своей территории они смотрят с подозрением: словно каждый непрошенный гость желает отобрать у них честно нажитое имущество. Конечно, они опасаются, что несмотря на все решения судов, квартал, в котором расположено их СНТ, пойдет под снос, а они останутся у разбитого корыта. Такое уже ни раз бывало в истории Петербурга, когда дачников выселяли, чтобы построить очередной «муравейник».
Еще несколько фотографий в галерее:
Спасибо за внимание!
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал , чтобы не пропустить новые публикации)
Читайте также:
- Дача Шалька: самый музыкальный деревянный особняк в Ольгино