Совсем недавно к нам обратился клиент, который собирался выйти на маркетплейс Wildberries с контрафактной парфюмерией. Сегодня мы Вам расскажем, почему наша компания не работает с клиентами, которые продают подделки под чужие бренды, и чем это может обернуться, если продавец все таки решился выйти на маркетплейс с такой продукцией.
Контрафакт — это товар, изготовленный или реализуемый с нарушением интеллектуальных прав.
К контрафактной продукции относится:
- поддельная продукция (это товары, которые произведены и промаркированы под чужим брендом без разрешения правообладателя);
- нелегально импортированная оригинальная продукция (товары, произведенные самим правообладателем, которые вывезли в обход таможенных процедур и/или официальных каналов за пределы территории страны, для реализации которой они предназначались).
Защита товарного знака, или бренда заключается в том, чтобы зафиксировать уникальность товара и его восприятия. Понятие бренда неразделимо связано с правообладателем, который придумал этот бренд, создал его и теперь реализует разными способами. Правообладатель производит и продаёт товары с фирменным знаком и зарабатывает на них. Другие продавцы могут тоже продавать этот товар, но с разрешения и по договору с правообладателем. Такие правила зафиксированы статьями 1477, 1479, 1484 ГК РФ.
Это также подтвердили в патентном бюро АйПи Право на консультации с данным клиентом:
- Можно ли продавать подделки под чужие бренды?
- С точки зрения прав на интеллектуальную собственность (названия брендов и ароматы защищаются), Вы будете нарушать права владельцев товарных знаков, потому что использовать в рекламе коммерческой деятельности чужие наименования без согласия правообладателя - запрещено.
Каковы последствия реализации контрафакта?
Продажа и перепродажа контрафакта нелегальна. Даже если продавец не знал о подделке, а поставщик продал ему незаконную продукцию, ответственность не снимается.
За реализацию подделок селлер рискует попасть на государственный штраф, выплатить через суд компенсацию правообладателю бренда (размер определяется в суде), или даже получить судимость.
- А есть ли какие-нибудь пути обхода данной ситуации, так как, судя по остальным магазинам на маркетплейсе, у всех всё нормально.
- У всех может быть нормально до того момента, пока правообладатели не узнают о нарушении. А вот когда узнают, они смогут предъявить досудебную претензию (блокировка карточек+ материальный ущерб от 10 тыс. до 5 млн) или обратиться в суд, - отвечают сотрудники патентного бюро АйПи Право.
Сегодняшняя редакция Закона о защите прав потребителей гласит, что маркетплейсы обязаны:
- Возмещать убытки покупателю, если информация недостоверна.
- Сделать доступной данные селлера и информацию о товаре, нести ответственность за ее достоверность.
Маркетплейсы проверяют продавцов и карточки после жалоб, позиционируя себя как организация-посредник в оферте с продавцом.
Как же реализуются эти поправки на самом деле?
Например, Ozon обязал продавцов соблюдать Закон о торговле, предоставить разрешающую документацию и гарантировать покупателю достоверность публикуемой информации. При этом электронная площадка, как агент, не в ответе за действия продавца, нарушающие права владельцев торговых знаков и покупателей. В случае, убытков маркетплейса по вине селлера, из его доходов взимается компенсация.
Подобные условия предлагает продавцам и Яндекс Маркет.
Ozon в текущем году реализовал «Кабинет бренда», где владельцы брендов могут проверять законность использования их торговой марки другими продавцами и жаловаться на подделку при необходимости.
Wildberries не требует предоставления разрешающих документов при регистрации, однако продавец должен их предоставить по первому требованию покупателя или иных лиц.
Маркетплейсы отслеживают продавцов подделок по отзывам и жалобам.
В случае выявления нарушений карточка товара, иногда и личный кабинет продавца, блокируется, повторные нарушители вносятся в чёрный список.
Только сами продавцы могут решить проблему контрафакта
Компания СеллерМАРКЕТ, как технологический партнер маркетплейсов, не работает с продавцами контрафактных товаров, поскольку это отразится на общем рейтинге нашей работы и повлечет за собой разрыв партнёрских отношений. Мы заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве с маркетплейсами и с продавцами, а продажа подделок не имеет перспективы.
Чтобы избежать нарушений Закона о торговле, при выходе на маркетплейсы не забудьте зарегистрировать свою торговую марку, если вы ее создатель. Если продукция не ваша, заключите с правообладателями лицензионный договор на использование бренда. Будьте внимательны при выборе поставщика и оформлении разрешительных документов.