Если прочитать дальше страстный монолог брата Дмитрия Карамазова, то он вроде как поясняет, почему страшная и ужасная вещь красота. "Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя потому, что бог задал одни загадки".
Согласиться с Карамазовым не трудно. У каждого человека свои представления о красоте.
И вообще, красота действительно неопределима. Тут Федор Михайлович в одной фразе целый пласт философии приподнял. Вспомните, как изящно великий Сократ поиграл в педагогику с ученым-софистом:
- Что такое прекрасное? - спросил Сократ Гиппия.
– Прекрасное – это прекрасная девушка, - не задумываясь ответил софист.
– Но прекрасной девушка становится не сама по себе, а благодаря самой «красоте», - продолжил Сократ.
– Ну и что?
– А разве прекрасная лошадь не прекрасна?
– Ну, Вы сравнили, - усмехнулся Гиппий.
– Прекрасным может быть и горшок, - сказал Сократ.
– Как невоспитанно и дерзко произносить столь низменные слова в таком серьёзном деле! - воскликнул Гиппий.
– И всё таки горшок, который сделан прекрасным мастером, хорошо обожжён, вместителен и полностью соответствует своему предназначению, прекрасен.
– Все это недостойно считаться прекрасным по сравнению с кобылицей, девушкой и со всем остальным прекрасным.
– Друг мой, разве тебе неизвестно знаменитое изречение Гераклита, который сказал: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом».
– Конечно, Сократ, он правильно сказал.
– Тогда нужно признать, что и самая прекрасная девушка безобразна по сравнению с родом богов.
– И это справедливо.
– Тогда получается одно и то же может быть и прекрасно и безобразно.
Дальше почти один в один с Сократом - Достоевский устами Карамазова:
"Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут. Слишком много загадок угнетают на земле человека. Разгадывай как знаешь и вылезай сух из воды. Красота! Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы...
Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота? Верь, что в содоме-то она и сидит для огромного большинства людей, — знал ты эту тайну иль нет? Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей"
Тут, конечно, Карамазова заносит. Он признается, что широк человек - слишком даже широк...я бы сузил. Но теперь в толерантной Европе, например, могли бы с этой фразой русского гения на своем радужном флаге пойти на митинг. Единственное, что не было бы этом флаге: "Тут дьявол с богом борется, а поле битвы сердца людей".
Когда я анализировал цитату Достоевского о красоте как страшной вещи (силе), подумал, что речь идет о воздействии красоты на человека, массу людей, толпу. Красота - это авторитет, данный человеку бесплатно. Красивыми рождаются, как правило. И если красота - это авторитет сам по себе, то есть СИЛА, тогда без чувства ответственности красота становится силой разрушительной. Вот что мне не хватило в определении красоты - она должна быть ответственна за данный ей Богом авторитет. Посмотрите, как могут управлять толпами фанатов кумиры кино, к примеру. На деле они просто лицедеи, а сегодня массмедиа возвели их в ранг "святых". Красота - добрая и прекрасная созидающая сила, если у носителя красоты есть ответственность. Так мне показалось. А вы как думаете?