Найти тему

Первые Герои Великой Отечественной: какой же подвиг они совершили?

Эту статью я смог написать только благодаря помощи уважаемого Романа Ларинцева, самого авторитетного специалиста в области потерь Люфтваффе и не только.

Впрочем, у этой статьи был и шанс не увидеть свет. Ибо, начиная подготовку, я не был уверен, что захочу публиковать материал в случае, если информация о подвигах не подтвердиться. Увы, но таких примеров в истории Великой Отечественной (и не только её) хоть пруд пруди.

Но публикую.

-2

Итак, первыми Героями Советского Союза в Великой Отечественной войне стали три лётчика 158-го истребительного авиационного полка: младшие лейтенанты Пётр Тимофеевич Харитонов, Степан Иванович Здоровцев и Михаил Петрович Жуков. Все они совершили воздушный таран, уничтожив немецкий бомбардировщик, при этом благополучно смогли посадить свой собственный самолёт.

-3

Эпиграфом к рассказу про эти события лучше всего бы послужила фраза из воспоминаний командующего тогда авиацией фронта А. А. Новикова:

«Через день или два после таранных ударов Здоровцева и Жукова я докладывал... о трёх героях - однополчанах и предложил представить их к званию Героя Советского Союза... Никаких документов об этом в архивах не сохранилось, их просто не было...»

И действительно, не найти даже наградных листов на этих лётчиков, а версий по поводу их подвига довольно много, и все они имеют отличия. Даже по поводу дат есть расхождения.

Большинство источников сходятся в том, что Жуков совершил таран 29-го. Про Харитонова же иногда написано, что таран он совершил 27-го, но по другим источника всё-таки 28-го. При этом Здоровцев вроде бы упоминает, что про таран Харитонова он уже знал, когда вылетал. Почти во всех описаниях авторы даже не могут правильно указать, куда входил полк, в котором служили все трое, выдвигая разные ошибочные версии.

Я попробовал обобщить всю информацию о подвиге троих лётчиков, собрав всё, что удалось найти в архивах и то, что упоминается в других источниках. Благо истории 158-го истребительного авиаполка даже целый сайт посвящён.

158-й истребительный авиационный полк перед войной входил в состав 5-й смешанной авиационной дивизии. Базировался полк на аэродроме Веретенье под Островом. При этом, остальные полки дивизии находились на Карельском перешейке, где воевали с финнами.

На 1-е июня 1941 года в полку было 46 истребителей И-16 (на 22-е июня исправны 30 самолётов), а также 20 самолётов Як-1, на которые пилоты должны были переучиваться.

На ту же дату (1-е июня) в полку указано 11 боеготовых лётчиков. Из которых только 7 могли летать ночью, да и то в простых метеоусловиях, остальные готовы летать только днём и тоже в простых метеоусловиях.

Если посмотреть то, что известно про трёх лётчиков — Харитонова, Здоровцева и Жукова, то все они закончили училища в 1940 году. Двое в полку с мая 1941 года, кроме Здоровцева, который служил полгода и уже стал командиром звена.

В статье Ю.Н. Теренина «Истребительная авиация в небе Псковщины летом 1941 года», написано, что летать в полку умели немногие, остальные именовались «летчиками-учениками и имели в среднем по 7 часов самостоятельного налета на устаревших самолетах И-15».

К сожалению, это была далеко не редкая картина для советской авиации в 1941 году. Быстрый рост требовал пилотов, их готовили по ускоренным программам. И дело даже не в том, что сократили подготовку в трёх лет до двух, а уже в боевых частях пилоту нужно набраться опыта. А времени на это не нашлось до начала войны. Учиться пришлось в воздушных боях.

После начала войны 158-й полк, хоть формально входил в состав 5-й авиадивизии, но реально действовал самостоятельно, и решал задачи ПВО в районе Пскова. Разумеется, как часто пишут, с самого первого дня войны полк воевать не мог начать, поскольку вражеские самолёты в районе Пскова в первые дни и не появлялись. Впервые пилотам 158-го полка вылетать на полноценное боевое задание пришлось 27-го июня.

Что и понятно. 26-го июня немецкие войска форсировали Западную Двину, 30-го вышли к Риге. Закончилось приграничное сражение в Прибалитике. Боевые действия велись ещё далеко от Пскова по сухопутным меркам, но для авиации две сотни километров — это не огромное расстояние. Правда, основное внимание немецкого 1-го воздушного флота было направлено на поддержку сухопутных войск, потому в район Острова и Пскова летали в основном разведчики.

Согласно собранной энтузиастами из разных источников истории полка, 27-го июня в районе Острова лётчик А.Д. Булаев на истребителе Як-1 сбил Ju.88.

28-го июня полк сбил четыре самолёта: группой лётчиков сбит Bf.110, лётчик А.В. Чирков на истребителе Як-1 сбил Ju.88 в районе станции Брянчаниново, и два Ju.88 сбиты тараном Харитоновым и Здоровцевым. Оба летали на истребителе И-16.

29-го июня пилотами полка сбито 10 немецких самолётов. В том числе 3 He.111, 5 Ju.88, 1 Bf.110 и неназванный бомбардировщик. В их числе и один Ju.88, который тараном сбил Жуков.

Свои потери в эти дни составили всего один самолёт — 28-го июня погиб в воздушном бою младший лейтенант Алексей Харитонович Шкуропатов.

Если брать подробности подвига из разных источников, то получается следующее:

Харитонов в районе города Остров в бою с группой немецких бомбардировщиков был подбит, на повреждённом И-16 таранил Ju-88 и произвёл вынужденную посадку в поле. Это был его первый вылет. Интересно, что сам Харитонов пишет не про «Юнкерс»:

Но вот боезапас израсходован. Что делать ?...
Кружусь над этим проклятым "Хенкейлем-111", размышлять особенно некогда, чувствую, - ещё немного и уйдёт.

Здоровцев в составе звена вступил в бой с группой немецких бомбардировщиков, бой был безрезультатным. Возвращаясь, Здоровцев встретил одиночный Ju.88, который сбил тараном, так как закончился боезапас. Немецкий бомбардировщик упал на нашей территории, экипаж захвачен в плен, сам Здоровцев смог посадить самолёт на своём аэродроме.

Жуков же 29-го совершил свой третий полёт в группе истребителей на перехват немецких бомбардировщиков. Погнавшись за одиночным Ju.88 сбил его то ли тараном, то ли немец сам уворачиваясь упал в Псковское озеро. Жуков произвёл посадку на своём аэродроме.

Версий много, в том числе от самих Жукова и Харитонова. Здоровцев же пропал без вести 13-го июля, так и не получив свою Золотую Звезду, потому его рассказов про бой мало, но и они есть.

-4

Если мы возьмём советские сводки, в них за эти три дня информации крайне мало.

Разведсводка штаба ВВС Северного фронта сообщает, что 28-го июня в районе Остров истребителем И-16 сбит Ju.88.

Самое большое количество информации в сводке штаба ВВС Северного фронта за 29-е июня, где сообщается, что согласно донесению штаба 158-го авиполка сбито 5 немецких самолётов, из которых 2 требуют проверки.

В конце я приложу все сводки и другие документы по этому периоду, где хоть как-то упоминается авиация. К сожалению, их очень мало.

Немецкие документы нам тоже мало что говорят о событиях в небе над Остров и Псковом в конце июня 1941 года. У Люфтваффе было много других забот в других местах.

Благодаря помощи Романа Ларинцева я могу привести и данные о немецких потерях 1-го воздушного флота в эти дни.

27-го июня в районе Полоцк-Псков совершил вынужденную посадку разведчик Ju.88A-5. Из 3-й дальнеразведывательной эскадрильи 33-й разведывательной группы (3.(F)/ 33).

28-го июня потерь было много. Два истребителя Bf.109F-2 из 54-й эскадры, из которых один относится к небоевым потерям, а второй совершил вынужденную посадку в районе Динабурга, нам в любом случае малоинтересны. Семь бомбардировщиков Ju.88A из 3-й группы 1-й бомбардировочной эскадры (III./KG1) были потеряны в районах юго-восточнее Риги. Там в эти дни было «жарко» на земле, и, видимо, в небе тоже. От аэродрома Веретенье это примерно в двухстах пятидесяти километрах. Не рядом, но и теоретически досягаемо. Если предположить, что немцы могли залететь далеко на нашу территорию, быть там сбиты, а упали уже через пару сотен километров, не дотянув.

Ещё два бомбардировщика Ju.88A из 77-й эскадры (KG77) не вернулись в этот день. Один совершил посадку в районе Вормидт (в Восточной Пруссии), про второй нет данных.

Что касается 29-го июня, то тут совсем немного потерь: один Ju.88A из 77-й эскадры (KG77) сбит огнём зенитной артиллерии в районе Динабурга, ещё один Ju.88A той же эскадры сбит истребителем в районе Якобштадта, один Ju.88A 2-й эскадрильи командования (2./ObdL) совершил вынужденную посадку в районе Инстербург из-за боевых повреждений, и, наконец, бомбардировщик Ju.88A-5 из 5-й эскадрильи 76-й эскадры (5./KG76), бортовой номер 8887 был сбит в районе Пскова.

Из этих самолётов 158-м полком могли быть сбиты, как минимум два, причём оба «Юнкерсы», что подтверждает сам факт их полётов в зоне действия полка. Упоминаемые Bf.110, могли также оказаться разведчиками. Других, собственно, в 1-й воздушном флоте и не было.

Конечно, многие исходят из того, что немецким документам верить нельзя. Можно, конечно, предположить, что данные эти не полные, на войне такое случается. Хотя отчётность — вещь серьёзная, за нарушения по головке не погладят. Но я бы на немецкие ошибки в статистике не очень уповал. Как мне кажется, надо обратить внимание на другое. Очень часто самолёт, который выглядит сбитым в бою (дымит, сваливается в пике), потом спокойно возвращается на свой аэродром. Эпизод из фильма «Хроника пикирующего бомбардировщика» ведь, насколько я знаю, основан на реальном событии.

Кроме того, насколько я знаю, немало немецких самолётов (да и советских, французских, американских), благополучно вернувшись на свой аэродром, и в потерях не числившихся, потом списывались вчистую. Конечно, это явление не массовое, но некоторые расхождения в немецких и советских данных о сбитых самолётах объяснить может.

-5

К сожалению, это всё, что я смог узнать по данной теме. Возможно, кому-то и удастся сыскать какие-то более подробные данные, как с нашей, так и с немецкой стороны. Но почему-то я сомневаюсь, что они прольют больше света на те события. Всё-таки речь про июнь 41-го, тут хорошо, что хоть это сохранилось.

Вот некоторые документы архивные:

Рекомендую также мою статью:

Как Люфтваффе пытались уничтожить Балтийский флот и почему не получилось

Хочу напомнить тем, кто ещё не приобрёл, что у меня недавно вышла книга «Мифы и факты Великой Отечественной войны». Существует она только в электронном виде, посмотреть и приобрести можно тут.

Также, тем кто не читал, рекомендую мой роман в жанре альтернативной истории, «Освобождение-2».

И маленькое объявление. Я ищу помощника, может партнёра, а может и компаньона. Не важно, как назвать, но хотелось бы найти человека, которому очень интересна военная история и у которого было бы много свободного времени и желание, совместно со мной готовить материалы для статей. Конкретика будет зависеть от вас, ваших возможностей и способностей.

Если интересно, то пишите на почту nwt@nweb.su.