Найти в Дзене
Хожу в море

Про отходы с судна и конвенцию МАРПОЛ

Плакат с информацией о категориях отходах и их способах утилизации
Плакат с информацией о категориях отходах и их способах утилизации

Море большое, оно все примет. Те, кто видел Большое Мусорное Пятно в Тихом океане, знают, что это не так.

Для предотвращения загрязнения моря с судов в 1973 году была принята конвенция МАРПОЛ - MARPOL (Marine Pollution). В ней содержатся требования к установкам и процессам, связанным на судах с обращением с мусором, отходами и иными потенциальными загрязнениями окружающей среды.

Хорошо, когда море и воздух чистые
Хорошо, когда море и воздух чистые

Начну с самого очевидного и наиболее мне понятного - бытового и рабочего мусора на борту. За него отвечает старпом, у которого по этому вопросу в подчинении матрос, стюард и назначенный рядовой в машинном отделении - моторист или вайпер.

Мусор мы разделяем на разные категории и собираем их отдельно. Правда, почти везде в портах его у нас забирают в один общий контейнер или грузовик. Видимо, сами хотят насладиться последующим разделением. Только в Великобритании и некоторых странах ЕС я видел, чтобы сбор мусора с судна производился в разные контейнеры в соответствии с категориями.

Баки с разноцветными крышками для разных категорий мусора
Баки с разноцветными крышками для разных категорий мусора

Мусоры мы делим на следующие категории: пластик, бумага и картон, пищевые отходы, грязная ветошь, промасленная ветошь, дерево, стекло, металл, батарейки, люминисцентные лампы, картриджи для принтеров, IT-отходы, полипропилен, несортируемый мусор. Весь мусор мы сдаем в порту, за исключением мягких пищевых отходов, которые пропускаются через измельчитель и сбрасываются в море на расстоянии 12 миль и больше от береговой линии.

Остатки этого пойдут на корм рыбам
Остатки этого пойдут на корм рыбам

Кроме мусора конвенция МАРПОЛ регулирует обращение с нефтью и нефтесодержащими водами, вредными жидкими наливными грузами, сточными водами с судов, вредными веществами в упаковке, загрязнением воздуха.

Конвенция устанавливает требования к хранению, обеззараживанию, сбросу, сдаче вышеупомянутых веществ.

Так, например, помимо мусора в порту мы сдаем Sludge - шлам, грязную смесь различных нефтесодержащих вод и осадков, масел, возникших в процессе эксплуатации судна. Также сдаем и загрязненные воды из трюмов.

А вот канализационные воды разрешается сбрасывать в море, выполняя определенные требования к ограничению объема одновременного сброса, скорости движения судна и удаленности от берега.

Всепоглощающий огонь.
Всепоглощающий огонь.

На некоторых судах используют инсенераторы для сжигания мусора и отходов. Пепел из инсенераторов собирается и сдается как отдельная категория мусора.

Недавно вступили в действия нормы по выбросам в воздух продуктов сгорания топлива на судах. Теперь выбросы двигателя, работающего на мазуте, не удовлетворяют этим требованиям. Ряд судовладельцев установил скрабберы (scrubbers) на крупных судах. Задача оборудования состоит в очистке выхлопных газов, в которых, проходя сквозь проточную морскую в воду в скруббере, снижается уровень диоксида серы. Правда, эта вода затем сбрасывается в море...

Несоответствие судна требованиям конвенции МАРПОЛ в международных рейсах может быть причиной детального внимания со стороны контролирующих инспекциц, и привести к аресту судна.

#море #моряк #контейнеровоз #флот #марпол #мусор