Найти тему

"Мы не хотим представить себя в деменции и сказать родным свою волю заранее". Почему сложные разговоры с близкими необходимы

Почему мы так боимся разговоров о старости, смерти и том, что делать нашим близким, когда все это приключится с нами?

Родственники больных деменцией часто рассказывают о выгорании, об усталости, гневе на своих родных, но не часто - об обиде. Елизавета, одна из родственниц нашей подопечной, пишет сегодня именно об этом. А еще о важности своевременного разговора по душам.

"Это странно звучит - обижаться на больного человека. И, конечно, я не обижаюсь на мою бабушку сейчас, когда она почти меня не узнает. Мне жаль ее, я испытываю к ней сострадание и порой нежность.

Но мне часто становится обидно, когда анализирую всю прошлую жизнь моей семьи. Мне кажется, что людям, у которых мама, папа или бабуля с дедулей в молодости были любящими, принимающими, заботливыми, а потом заболели и стали беспомощными, все забыли, - им немного проще. Есть в памяти образ - той мамы или того папы. Доброго и любимого родителя. Однажды я слышала в больнице, как женщина, заботливо гладя маму с Альцгеймером по руке, говорила: "Все равно какая, лишь бы жила". И в ее словах было столько любви. Как у матери к больному и горячо любимому ребенку.

Моя бабушка много времени проводила со мной и всегда меня любила. Но она была кошкой, которая гуляет сама по себе, особенно в молодости. Красивая, веселая, всегда модная, одетая с безупречным вкусом, ухоженная, чуть отстраненная от всех и взрывная одновременно. Гостеприимная, не жадная, но по отношению к детям скорее холодная, скупая на похвалу и ласку. У нее был скверный характер, часто граничащий с самодурством. Пока был жив мой дедушка, все важные вопросы в их жизни решал он. А после его смерти бабушка как-то потерялась. Ее характер становился все более сложным, она часто манипулировала своей квартирой, обещая ее то тому, то другому родственнику, а когда ей пытались в чем-то возражать, она говорила: "Вот отдам квартиру не вам, если будете себя так вести!". Мне бабушка говорила: "Я бы тебе все оставила, но вдруг ты выйдешь замуж за бандита и оставишь меня на сундучке?" Я всегда удивлялась такой ее логике, учитывая, что во-первых, ничего не просила, во-вторых, не вылезая училась и была типичной книжной мышью. Сейчас я стараюсь думать, что это было проявление болезни, а не ее настоящие мысли.

Я мучаюсь, гоню от себя мысли и все же все равно время от времени думаю: почему так? Почему человек просто не подумал о своих близких и будущем? За пять лет до того, как бабушкина деменция перешла в глубокую, моя мама предлагала бабушке переехать к ней. Но бабуля отказалась. Она говорила, что хочет дожить в своей квартире. Она не разрешала даже сделать там ремонт.

Сейчас ее дети уже сами не юные, с букетом болезней и со скачками давления, не тянут такой сложный уход. У меня семья и маленькие дети. С лета бабушка живет в пансионате сети "Забота и уход" и ей все нравится, так что на этот счет у меня даже нет угрызений совести. Недавно мама привезла ей фрукты и бабушка ответила: "Зачем ты это навезла, меня тут кормят так, что еще я тебя могу угостить".

Иногда я горько шучу, что бабушка обладает поразительной способностью делать так, чтобы другие вокруг нее крутились. В детстве это была ее мама, потом муж, потом дети и внуки. Становится стыдно за такие мысли о больном человеке, но они есть.

Я прекрасно понимаю, что бабушке лучше в пансионате и дома я не смогу за ней смотреть так, как здесь. Но пансионат стоит денег. Мы затеяли большой ремонт в ее квартире, чтобы сдать ее и вырученными деньгами платить за уход. Я потратила на этот ремонт все деньги, что у меня были, потому что сдать квартиру в прежнем состоянии было невозможно. У нас нет никаких бумаг и доверенностей, разрешающих пустить жильцов. Одна попытка подписать с нотариусом доверенность на сдачу квартиру в аренду без права продажи провалилась. И, очевидно, остальные тоже провалятся, так что мы решили их оставить. Бабушка никогда не даст разрешение, а если даже и даст, нормальный нотариус поймет, что она не совсем осознает, что происходит. И все это наши проблемы, которых можно было бы легко избежать, если бы заранее бабуля немного подумала о детях, внуках и своем будущем.

Я часто думаю о том, глядя на своего ребенка, как правильно должен себя вести родитель, становясь все старше. Я говорила об этом со своей матерью и впервые напрямую спросила: чего ты хочешь, как мне поступить, если с тобой случится то же? Ты хочешь быть дома с сиделкой, если я не потяну уход одна, или в пансионате?" Я видела, как тяжело ей отвечать на эти вопросы, но все же мы поговорили.

Мне кажется, многие проблемы с родственниками у нас от того, что мы не умеем говорить на пугающие темы. Пожилые люди могут часами рассказывать о своем давлении, питании, сердце, стуле, но тут же обрывают разговор, стоит спросить: "если ты перестанешь всех узнавать, как делать то-то и то-то? Где ты бы хотела жить? Что сделать с твоими вещами? Можно ли сдать или продать твою квартиру, чтобы обеспечить тебе хороший уход? А в какой церкви ты хочешь быть отпетой? И с кем тебя похоронить?".

"Что ж ты меня хоронишь уже? Что-то ты много думаешь о моем имуществе! Если б я такое своему отцу сказала, да он бы меня..." - вот типичные ответы старшего поколения.

Мне кажется, что это проявление даже не пофигизма, а безответственности по отношению к близким. Эгоцентризм заставляет думать, что ты есть и будешь всегда. Нам так трудно представить, что однажды мы не вспомним имена своих детей. Мы не хотим и не умеем думать о том, как они будут справляться с нами. Не умеем доверять самым близким, напуганные историями ток-шоу и знакомых про коварных детей или алчных зятя или невестку, которые оставили пенсионеров на улице. Такиех историй и правда полно, но при желании все можно решить с умом и обезопасить себя. Но мы предпочитаем просто молчать, избегать разговоров, не верить своим любимым. А значит, можем повторить судьбу наших больных родственников. Хотя я, честно говоря, очень не хочу.

Сеть частных пансионатов "Забота и уход" в Подмосковье возьмет на себя уход и реабилитацию пожилых людей, в том числе, уход за пациентами с деменцией и болезнью Альцгеймера. +7 (495) 744-34-61