Найти тему
АвТОгус

На каком автомобиле ездил Никита Михалков в фильме "Инспектор ГАИ"?

Снятый в 1982 году режиссером Эльдаром Уразбаевым фильм, который характеризуют как драму, "Инспектор ГАИ" наверное не привлек бы мое внимание. Шедевром его назвать трудно, но, есть в фильме несколько интересных моментов которые заслуживают внимания. Это прежде всего автомобили. А так же сюжет и наконец, в-третьих, игра актеров.

Сценарий прост и банален. Есть некий "товарищ" отрицательный, которому закон не писан. Это директор станции Автоваз техобслуживание Валентин Павлович Трунов(Никита #Михалков). И есть герой на все сто процентов положительный. Это старший лейтенант милиции, инспектор ГАИ Петр Сергеевич Зыкин(Сергей Никоненко). Ну и конечно же масса второстепенных персонажей.

ВАЗ 21013. Фильм "Инспектор ГАИ" киностудия имени Горького 1982 год. Режиссер Эльдар Уразбаев.
ВАЗ 21013. Фильм "Инспектор ГАИ" киностудия имени Горького 1982 год. Режиссер Эльдар Уразбаев.

Так вот фильм начинается с того, что мы видим идущий на приличной скорости голубой автомобиль с московскими номерами 00-46 мнк. Судя по задней панели это #ВАЗ 21011. Бампер без "клыков", другие задние фонари и "задний ход". Ну и еще одна характерная деталь брызговики. Но когда камера показывает диалог двух людей в машине, то мы видим, что на передних сидениях есть подголовники. Тогда что же это за машина? Это скорее всего #ВАЗ 21013 или экспортный вариант "ноль одиннадцатой". В этом можно убедиться позднее, когда нам покажут автомобиль в статике. И на задней панели можно будет рассмотреть табличку "#Lada 1200s". Такие автомобили изначально поставлялись на экспорт. С одной стороны седан почти новый, их начали выпускать в Тольятти лишь в 1977 году, но главный герой картины человек со связями и совсем не бедный. И ему как-то не пристало ездить именно на этой модели. По статусу он должен был разъезжать на ВАЗ 2106, ну в самом худшем случае на "трешке".

Но никак не на "ноль тринадцать". Дело в том, что это был упрощенный вариант 21011, внешне он выглядел так же, но вот мотор у него был от "копейки", объемом 1,2 литра. Для чего это сделали? В Европе, на экспорт в которую правительство СССР возлагало большие надежды, налоги за автомобиль платились от объема мотора. И именно для зарубежного рынка и был сделан этот седан.

У инспектора ГАИ машина тоже не совсем простая. Вроде бы это классическая "копейка". Но, если обратить внимание на решетку радиатора, то она явно от "ноль одиннадцатой", да и левое зеркало заднего вида тоже не на крыле и не круглое. А это значит, что машинка приблизительно 1976 года выпуска. Когда она получила зеркало и решетку от "ноль одиннадцатой". А вот руль старый, его, по идее, должны были заменить в 1978. Зато у инспектора Зыкина номерные государственные регистрационные знаки нового образца. В 1980 произошла замена. Госучреждения имели три буквы идущие после цифр. А вот "частники" получали номера, где первой шла буква, потом четыре цифры, а зачем еще две буквы.

Больше из автомобилей в фильме ничего интересного нет. А вот мотоциклы там встречаются. Наверное самые интересные экземпляры это #JAWA 500. Мотоцикл для спидвея имел одноцидинровый силовой агрегат с двумя верхними распредвалами и карбюратором можно было "раскачать" до 60-65 сил. С правой стороны у этих машин стоял фильт нулевого сопротивления и выхлопная труба. Кстати передача была всего одна. Именно эта двухколесная машина в 1977 году выиграла чемпионат мира по спидвею.

Лейтенант милиции Андрианов(Виктор Ильичев), товарищ и коллега Зыкина по работе в ГАИ ездит на тяжелом мотоцикле #Урал-3 #М 66. Машина хоть и не новая, но интересная. У этого мотоцикла стоял модернизированный двигатель, который развивал 32 лошадиные силы. Появились указатели поворотов и новые фонари. А задняя подвеска получила гидравлические амортизаторы. Хотя, учитывая тот факт, что в одном из эпизодов у мотоцикла на заднем крыле есть рация, то вполне возможно перед нами специальная модификация Урал-3 М-67-36II. Напряжение бортовой сети у этих машинную было не 6, а 12 вольт. Именно эта особенность позволяла установить рацию.

ИЖ-Юпитер. Фильм "Инспектор ГАИ" киностудия имени Горького 1982 год. Режиссер Эльдар Уразбаев.
ИЖ-Юпитер. Фильм "Инспектор ГАИ" киностудия имени Горького 1982 год. Режиссер Эльдар Уразбаев.

Когда племянник Зыкина зовет того в школу, то мы видим во дворе #ИЖ-Юпитер. Его двухцилиндровый двухтактный мотор развивал мощность в 18 лошадиных сил, а максимальная скорость равнялась 105 километрам в час. С правой стороны у него стоит коляска Velorex.

Теперь про актерский состав. Это и Сергей Никоненко, и Никита Михалков, который в очередной раз сыграл самого себя, и совершенно фантастический Олег #Ефремов. Мастер эпизодической роли Николай Парфенов, в очередной раз сыгравший недалекого бюрократа. Они действительно не умеют и никогда не умели играть плохо. Их этому не научили.

Фильм "Инспектор ГАИ" киностудия имени Горького 1982 год. Режиссер Эльдар Уразбаев.
Фильм "Инспектор ГАИ" киностудия имени Горького 1982 год. Режиссер Эльдар Уразбаев.

А вот к сценарию есть претензии. Вот смотрите первое нарушение Трунова было незначительным. Он превысил скорость на 15 километров в час. И по большому счету инспектор мог ограничится предупреждением. Но он этого не сделал. И тут видимо сыграло роль и то, как себя ведет водитель, а он вовсе не боится представителя власти, и то, что талон предупреждений у Трунова запаян в пленку. А далее начинаются уже характерные придирки, типа не пристегнутого ремня безопасности.

Фильм "Инспектор ГАИ" киностудия имени Горького 1982 год. Режиссер Эльдар Уразбаев.
Фильм "Инспектор ГАИ" киностудия имени Горького 1982 год. Режиссер Эльдар Уразбаев.

Старший лейтенант излишне строг, об этом ему прямо говорит непосредственный начальник майор милиции Федор Антонович Гринько(Олег Ефремов). Наш герой вроде бы все понимает. Но что мы видим в следующем эпизоде? Он останавливает РАФ и точно так же говоря о предупреждении "дырявит" водителю талон. А это прямой путь к лишению.

Фильм "Инспектор ГАИ" киностудия имени Горького 1982 год. Режиссер Эльдар Уразбаев.
Фильм "Инспектор ГАИ" киностудия имени Горького 1982 год. Режиссер Эльдар Уразбаев.

Но вот его выгоняют из команды по спидвею, сестру не назначают на должность. И полный праведного гнева инспектор "мчит" как ветер к своему обидчику. Но что это? Где вся принципиальность и честность? Ведь, как утверждал сам инспектор ГАИ закон для всех! А он, не в погоне за нарушителем или преступником устраивает гонки на дороге общего пользования. Это разве нормально? Ведь ехал инспектор по своим собственным делам, да еще на служебной машине. Как-то не хорошо выходит. Значит правила все же не для всех? Да и в последние минуты фильма когда пьяный Трунов приезжает к нему на пост без прав, тот не пытается вызвать наряд. А просто просит отдать ключи.

Кстати, кому интересно, вот статья о том как Реально обслуживали автомобили в СССР?

Фильм "Инспектор ГАИ" киностудия имени Горького 1982 год. Режиссер Эльдар Уразбаев.
Фильм "Инспектор ГАИ" киностудия имени Горького 1982 год. Режиссер Эльдар Уразбаев.

В общем попытка снять острую драму в #СССР не состоялась. От слова совсем. Вроде бы и идет картина всего 1:15 минут. Но она совершенно не захватывает. Фильм получился проходным. А жаль, идея была не плохая.