Найти тему
Вера Ард

"Последняя дуэль": исторический фильм эпохи metoo

"Последняя дуэль" - гость редкого жанра в современном кино. Это классическая историческая драма, коих на счету Ридли Скотта немало. 

Фильм начался, и меня унесло в Средневековую Францию. А еще во времена моего детства и студенчества, когда исторические фильмы были популярны. Благородный герой (Мэтт Дэймон), не сдержанный, со своими представлениями о чести, которые не вписываются в окружающий мир. Харизматичный расчетливый злодей (Адам Драйвер), прежде казавшийся ему другом. И прекрасная дева (Джоди Комер), за честь которой, как и за честь свою, предстоит сражаться герою. 

Напомню сюжет. Фильм основан на реальных событиях, когда в 14 веке состоялся один из последних рыцарских поединков насмерть. Жена одного рыцаря обвинила другого в изнасиловании, что и стало причиной вызова на дуэль. Я лично очень скучала по такому кино. Большинство современных “исторических” сериалов (кино так, вообще, почти не снимают) сейчас - это попытки поиграть в “Игру престолов”, нарядив абсолютно современных персонажей в старую одежду, и посмаковать постельные и кровавые сцены (нередко и совмещая первое со вторым). “Последняя дуэль” выглядит гораздо более неспешной и целомудренной (хотя без обнаженки тоже не обошлось, но глаз не режет).

И вот, на мой взгляд, если бы фильм остался в парадигме классической драмы об обиженном герое, идущем против власти (как это было у Ридли Скотта в тех же Гладиаторе или Робин Гуде), эта история бы выиграла. Но фильм построен по другому лекалу и предлагает нам посмотреть одну и ту же историю 3 раза, глазами разных персонажей: муж, насильник и жена. При этом, я ожидала, что нам действительно покажут разное видение одних и тех же эпизодов (это очень интересный прием) или, напротив, кто-то будет лгать, а мы как зрители должны догадаться, за кем же правда. Но ничего подобного в фильме нет, и из-за этого сам прием кажется неоправданным. Нам показывают по сути в разных вариантах истории просто оборванные сцены или пропущенные эпизоды. Даже пресловутая сцена “изнасилования” в обоих вариантах выглядит практически одинаково (чуть с разных ракурсов снято), так что у меня в принципе был вопрос, зачем ее повторять? Ладно бы, мы увидели версию насильника, что его сама героиня соблазняет, или версию жены - “невинной овечки”. Но нам реально показывают одну и ту же сцену, которую весьма сложно трактовать по-разному. 

Но если, в принципе, первые две истории (кстати, сценарий к ним писали Мэтт Дэймон и Бен Аффлек) - мужа и любовника - выглядят еще довольно интересно и правдоподобно, то 3-я (написанная женщиной-сценаристкой) смотрится как неприкрытое включение темы metoo туда, где ее просто не хочется видеть. И муж из благородного рыцаря становится бесчувственным тупицей. И героиня - в разы умнее его, вынуждена терпеть урода в постели и идиота по жизни. Да и сцены объяснений между супругами в конце выглядят ну настолько нелепо для этого периода времени. Ну зачем это? Ведь могла бы быть красивая драма о некрасивом, но благородном мужчине, который бьется за честь и любовь красавицы-жены, которая ,если в мыслях и мечтала о другом, то в конце поняла, насколько благороден и как любит ее по-настоящему муж. Но нет)) Такое кино осталось где-то в XX веке. Давайте вместо этого смотреть фем-повестку.

При всем том, фильм я рекомендую. Если забыть про последнюю версию - это добротное историческое кино, очень антуражное, с интересными актерами. У Мэтта Деймона потрясающее перевоплощение в средневекового рыцаря с изуродованным лицом. Плюс он ровесник своего прототипа (тому тоже было под 50 во время описанных событий). В антитезу ему Адам Драйвер. Он здесь смотрится похуже, плюс он моложе Дэймона лет на 15 (а прототипы ровесники). Какой-то сильной актерской игры я не увидела (хотя у него есть очень сильные актерские работы), ну и его специфичная внешность у меня, как и в Звездных войнах, вызывает некий диссонанс. Хотя актер очень популярен и, конечно, привлечет поклонниц посмотреть кино. Джоди Комер - очень красивая, молодая, отлично смотрится в кадре, и актерская игра живая (правда кажется чересчур ухоженной для Средневековья). А еще в фильме засветился выкрашенный до неузнаваемости в блондина Бен Аффлек (тоже выглядел странновато).

Смотрели “Последнюю дуэль”? Какие исторические фильмы любимые у вас?