Найти тему

Самые печальные цифры войны

При изучении военной историю и военного дела не место обычным человеческим эмоциям. Как и в любой науке, ибо история — это наука. Вот врач же должен спасать человека от болезней и ещё более худшего. И при ампутации ноги он принимает во внимание исключительно медицинские факторы, а не то, с какой скоростью пациент бегал стометровку. Также и физик, погружаясь в тайну мироздания не заглядывает в Библию или Коран.

И историку негоже оперировать категориями фашисты, супостаты, агрессоры, с которыми борются наши — самые доблестные и смелые. Это всё остается для агитаторов в военное, и политиков — в мирное время. Историк же работает с цифрами, фактами, датами и географическими названиями. Поскольку иначе объективности не добьёшься, а субъективного и так выше крыши.

Но есть цифры, от которых труднее всего отвлечься. Это, как вы, наверное, уже догадались, цифры, которые говорят о потерях. О них не всегда легко писать и говорить с холодной головой. Тем более, что почти у каждого есть тот средь родных и близких, кто с войны не вернулся.

Вот буквально писал вчера статью про бои в городе Фастов в ноябре 43-го и там указал, что на окраинах города заняла позиции 163-я стрелковая дивизия. Но дивизия лишь по названию, ибо в ней осталось всего две сотни «штыков». Это всего лишь прошла неделя после начала Киевской наступательной операции. А ведь к началу операции дивизия была пополнена, пусть даже не до штатных норм. Что такое двести «штыков» для 1943 года? Это минимум для батальона. То есть можно сказать, что дивизия уменьшилась за наступление в десять раз. Это уже не печальные цифры, а страшные. Поскольку речь идёт не про компьютерную игру, не про кино батальное, а про несколько тысяч живых людей. Которые в лучшем случае будут лечиться в госпиталях, и хорошо если не станут калеками. Ведь даже среди тем, кто вроде вернулся с войны домой живым и здоровым, военные раны потом ой как аукались. По своему деду знаю.

Не уверен за точность цитат классиков, на приходят сразу что-то вроде:

«... а ты знаешь, каково это после боя пить взводом водку, отпущенную на весь батальон?»

Или вот ещё;

«… когда утром в наступление уходит полноценная дивизия, а вечером из уцелевших сколачивают сводную роту, дабы было кого утром послать в атаку».

И ведь это не красивая фраза, про дивизию. И даже не что-то из ряда вон выходящее. Так было, когда сгорали целые дивизии. Может и не в одной атаке, но уходили в наступление, и не возвращались. Была дивизия, было десять тысяч мужиков, которых дома ждали, кого матери, когда жены и дети. Пошли честно в бой, не струсили. И не вернулись. От дивизии осталась артиллерия, штабы, тылы… те, кто в атаку не ходят. Проводили свои стрелковые роты в бой, а потом отправились в тыл, получать новых бойцов. И это ещё я про 43-й, в 41-м было хуже. Тогда от дивизий и тылов не оставалось.

Когда изучаешь историю конкретных дивизий, бригад, то видно, что многие не раз фактически возрождались заново. Юридически, всё верно: знамя сохранилось, командир и штаб есть, тылы и многие подразделения тоже прежние. Только стрелковые и пулемётные роты меняют свой состав. Иногда частично, а иногда и полностью.

Хотя бы та же известная всем дивизия Панфилова. Когда она вступила в бой за Волоколамск, можно было говорить, что она из казахов состоит (пусть не полностью). А в следующий раз в бой идёт, и уже она не из казахов, а из киргизов. 316-й стрелковой дивизии ещё повезло, стала гвардейской, её пополнили. А вот её «сестра», 312-я стрелковая, очень на неё во всем похожая, тоже из Казахстана, и воевала тоже под Москвой, в районе Малоярославца. Но она просто растаяла в боях, пополнять не стали, и не стало дивизии.

Или ещё одна известная дивизия, 13-я гвардейская генерала Родимцева. Прославилась в Сталинграде, но прежде чем до него дойти она (если считать ещё с 3-го воздушно-десантного корпуса) трижды фактически восстанавливалась почти с нуля. А уж в Сталинграде сколько в неё вливали маршевого пополнения, чтобы сохранить боеспособность, сразу и не вспомнить.

Словом, я это всё написал потому, что действительно иногда, как задумаешься, да как дашь волю эмоциям!

Как тут не дать? Если вот, например, документ под названием «Донесение о потерях личного состава 8 гв. сд.». Меньше чем за год дивизия потеряла больше двух штатных составов:

-2

Рекомендую вам также мою статью:

Как воевали гвардейцы Родимцева