В занятиях с дочкой я всегда отталкиваюсь от возрастных норм для детей. Опираясь на нормы, я предлагаю ей занятия, но они не всегда подходят. Это нормально, дети развиваются скачками. То, что не получается сейчас, через месяц уже может не вызывать затруднений.
Я бы даже сказала, что редко какое-то занятие получается с первого раза. Бывает я предлагаю раз, предлагаю два, три, четыре... И только, когда дочь точно знает ЧТО я ей предлагаю и зачем, у нее появляется интерес к процессу. Все дети по натуре консерваторы - они не любят перемен и любят устоявшийся порядок.
Это касается и игрушек. Например, мы купили дочери железную дорогу из Икеи (дочери было 2 года 2 месяца). И эта игра очень раздражает дочь - она не понимает, как ей играть. Рельсы нужно сложить, а не всегда получается. Поезд часто сходит с рельс, а вагончики на магнитах не всегда цепляются к друг другу (если вагон повёрнут не той стороной, магниты отталкиваются). Единственное, что понравилось с первого раза - это туннель. Поезд спрятался, поезд появился. Сначала дочь играла не больше 5 минут, а потом крушила и разбрасывала раздражающую дорогу. За 2 месяца мы дошли до 15 минут игры и дочь научилась поворачивать вагон, если он не магнитится к другому. Рельсы по прежнему не всегда складываются и поезд сходит с рельс, но уже реже.
P.S. Для многих детей, особенно мальчиков, эта дорога не вызывает трудностей. Племянник прекрасно с ней играл с 1 года и 8 месяцев. Также и с рисованием. У кого-то сразу заходит, а у кого-то появляются трудности.
Про рисование
К чему я это рассказала? Рисование это сложный процесс. Большинство 2-х летних детей не смогут нарисовать картинку самостоятельно. И это нормально! Многие малыши быстро теряют интерес к рисованию, так как то, что им предлагают, для них слишком сложно по возрасту.
Что сложно для детей 2-х лет: рисовать картинки самостоятельно, рисовать несколькими цветами сразу, использовать всю палитру цветов (основные цвета для рисования - красный, желтый, зеленый и синий).
На третьем году жизни малыши должны:
- научиться правильно держать карандаш (или кисточку),
- познакомиться с предметами для рисования (краски, кисти, бумага, карандаши),
- познакомиться с 4 базовыми цветами - красным, желтым, зеленым и синим,
- научиться рисовать штриховыми и круговыми движениями кисти. "Каляки-маляки", если проще говорить. 😁
Осознанное понимание цветов приходит к детям в возрасте 2,5-3-х лет. То есть ребенок правильно называет цвета, может выбрать карандаш нужного ему цвета. Ребенок 3-х лет должен знать 4 основных цвета, знание остальных цветов не проверяют.
Если ребенок пока еще путает цвета, то для рисования ему предлагают краску одного цвета (только красную, или только зеленую, или желтую, или синюю). Продаются такие раскраски, под один цвет - желтая раскраска, синяя раскраска и т.д.
Про изучение цветов я рассказывала в статьях:
Простые элементы для рисования
Примерно к 2,5 годам ребенок научился делать то, что написано выше (держать карандаш, понимать цвета, штриховать и калякать). В этом случае можно переходить к обучению простым элементам рисования:
- рисование вертикальных линий,
- рисование горизонтальных линий,
- рисование круговыми движениями.
Помимо этого ребенка учат не заходить за границы листа, видеть разницу между линией от карандаша и от кисточки, надавливать на инструмент для рисования с нужной силой.
В рисовании используют знакомые признаки предмета. Для детей 2-3-х лет это:
- 4 основных цвета - красный, желтый, зеленый и синий;
- формы предмета - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
- размер - большой, маленький, средний.
Темами для рисования прямых линий могут быть «Дорожки», «Палочки», «Дождик», «Нитки для шариков», «Травка» и «Цветы». Я использую шаблоны для вырезания, из интернета (рисуем по линиям, по которым нужно резать):
Варианты рисунков с прямыми линиями:
На нижерасположенной картинке все "незабудки" раскрашены дочерью самостоятельно (ей 2 года 4 месяца). Штрихует она неплохо. Те лучи солнышка, которые нарисованы со слабым нажимом, тоже её (рядом с тучкой).
Круговым движениям дочь научилась на трафарете с геометрическими фигурами. Белый лист бумаги для нее не так привлекателен, как листок с каким-нибудь рисунком. Ей нравится рисовать по шаблону или через трафарет.
Темами для рисования кругов могут быть «Мячи», «Колобок», «Воздушные шарики», «Яблоня», «Новогодняя елка», «Аквариум».
Дочь рисует мячики круговыми движениями:
Как Вы, наверное, уже поняли, двухлетних детей не учат рисовать большие сюжетные картины, но при этом научиться им нужно многому :)
Какие еще задания можно предложить?
Раскрась фигуру в заданный цвет (рядом с каждой фигурой указан цвет, которым нужно раскрасить):
или такой вариант этого же задания:
Найди фигуру и раскрась в соответствующий цвет:
Картинки мы с дочкой рисуем, но это пока коллективное творчество, "на двоих":
Про другие наши развивающие занятия можно почитать здесь:
Спасибо за Ваш лайк! Подписывайтесь на канал - будем расти вместе!