Найти тему
Человеческая Речь

Неуслышанный никем внутренний монолог на коммуналке.

У меня-то машины нет. Даже прав нет. Но я много раз от знакомых водителей слышал, что отправляться в путь лучше всего по плохой погоде. Дождик ли, снежок ли обещают водителю удачную дорогу – примета у них такая есть.

Большие Весны – это большая дорога.

Две недели нам сейчас по ней ехать и ехать. Просмотры, обсуждения, какие-то тексты об увиденном – если на водительские скорости прикинуть, за это время можно всю Евразию из угла в угол изъездить. От Сайгона до Лиссабона. А началось все так, как и хочется бывалым водителям – погодка на творческом небосклоне так себе, не то дождик, не то снежок, пасмурно и как-то не определенно.

СИЯЛ (факультет Современных Иностранных Языков и Литературы) – вообще такой факультет, от которого можно ждать всего, их бросает от первого места к последнему и обратно постоянно. Причем, не просто бросает, а как-то эти перемещения все время сопровождаются ярко выраженными творческими концепциями. Нынче их концепция связана с какими-то идеями абстрактного и очень внутреннего символизма. С одной стороны, заслуживает уважения и серьезного интереса, с другой, это такие направления в творчестве, которые требуют как раз повышенной осмысленности, очень точно подобранных внешних символов и чрезвычайной тщательности при их расстановке по сюжету. А у нынешних творцов на СИЯЛе творческий метод можно назвать интуитивным. А интуиция, даже если она очень хорошо развита – это не метод, а только помощник методу. Творческое озарение – прекрасное ощущение, но обманчивое и не самостоятельное, его после получения следует как следует проверить и осмыслить. А вот на это-то у СИЯЛовцев не то времени, не то желания не нашлось.

Казалось бы, очень традиционная и весьма запетая мысль о том, что молодой человек никак не найдет себя в этом сложном мире, да еще и всегда актуальна эта тема. Но! Согласитесь, что для убедительности этой темы нужны две составляющие – мир вокруг действительно сложен, герой действительно ищет себя. У СИЯЛа мир намеренно упрощен и герой вообще ничего не делает, но позволяет себе при этом высказывать миру еще и претензии, что мир, якобы, его не понимает. Авторы поместили героя в пространство коммунальной квартиры. Ну, если уж говорить точно, в пространство своих представлений о том, что такое коммуналка.

-2

На самом деле это пространство куда больше походило на общагу, да еще и зачем-то унесенное во времени в какое-то неопределенное прошлое. А весь конфликт героя с обществом – просто излишне громко включенная песенка группы Дюна про коммунальную квартиру-коммунальную страну, под которую герой почему-то предпочитает делать зарядку. Можно было бы говорить о непонимании, если бы остальной саунд-трек весны хоть чем-то бы отличался. Был бы серьезным и нарочито не попсовым - было бы ясно, что герою тут не место из-за его недоразвитости, был бы еще проще, хотя куда уж - герой оказался бы вне общества из-за своей элитарности. На крайний случай из-за гражданской позиции, с большой натяжкой песенки Дюны можно ведь воспринимать и как социальные протесты. Но ничего подобного, герой не борется ни с чем, он просто грустит о каком-то мифическом непонимании окружающих. А окружающие точно такие-же. Они поют какие-то очень незамысловатые песенки, не задумываясь об их смыслах, они танцуют на коммунальной кухне крайне убогие танцы, и им все это очень нравится. Вот и получается, что какие-то странные душевные метания героя – просто большая глупость, или инфантильность. Уж где-где, а здесь-то собрались именно те, кто его понимает лучше и тоньше, чем кто-либо и где-либо.

-3

Я хотел начать серию текстов о Больших Веснах с отвлеченной статьи о структуре сюжета по впечатлениям о недавнем семинаре первокурсников, но немного не успел. Текст сложноват и, наверное, придется его опубликовать не до, а как раз после окончания весен. Там речь о разных подходах к сценарной работе и о порочности квестовой структуры сюжета и о том, почему такая структура не подходит для сценического действа. Но вот для СИЯЛа, возможно, и квест мог бы оказаться хоть каким-то оправданием ухода героя из привычного мира.

Просто потому, что никаких других объяснений пафосной проходки героя через зал с рюкзаком за плечами в финале действа и вовсе нет. А закончить этот текст я хочу парой простых мыслей по поводу увиденного. Ну, во-первых, такое начало Весен обещает, если верить приметам водителей, доброе и спокойное путешествие – творческая непогода на лицо. А вот второе чуть сложнее. СИЯЛовцы не одиноки в представлениях о том, что мысль, смутно крутящаяся в голове автора сценария – большая ценность сама по себе. Я бы даже не говорил о том, плоха эта мысль или хороша. Поговорить о том, что молодому человеку трудно определиться со своим местом в жизни – вовсе не такая глупая мысль. Глупой она становится только если она так и остается, собственно, в голове. В условиях сценического действа любая мысль или любое переживание – не аргумент. Любая мысль или переживание требуют внешнего проявления и оправдания, каких-то перемен в герое или в его окружении. Действия и событий, другими словами, требуют на сцене мысли и переживания автора. Ну просто потому, что иначе зрителям эти мысли и переживания не видны. А, раз не видны, то и увлечь их они тоже не могут.

-4

Очень бы хотелось, чтобы замечательные ребята с СИЯЛа вернулись бы к поискам понятной и убедительной формы для своих, вполне возможно, очень глубоких и искренних мыслей и переживаний. Дмитрий Васильевич на разборе сказал, что их же работы на прошедших семинарах были глубже и интереснее. Это он еще не был на недавнем семинаре первокурсников, где один из СИЯЛовских номеров про участие автора в малых веснах вообще стал гвоздем программы и поводом для написания одной из лучших журналистских работ на семинаре. У факультета отличный творческий потенциал, который на этом этапе вообще никак не проявился. Но ведь одним этапом Весны не заканчиваются. Осталось выбросить из головы дурацкую привязанность к внутренним монологам, как к методу сценической работы. Тем более, что термин ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ на профессиональном театральном языке имеет вообще другое содержание, и касается не всего действа, а только рисунка роли конкретного актера. Сегодняшнее понимание СИЯЛовцев ВНУТРЕННИХ МОНОЛОГОВ ошибочно, и не позволяет зрителю сопереживать предложенным работам. Нужно что-то с этим делать, чтобы будущие «коммуналки» не скрывали так тщательно свое содержание от зрителей.

-5