Под конец года Литва, которая еще не отошла от торговой войны с Китаем, оказалась в эпицентре нового международного скандала. Санкции США против Беларуси раскололи правящую элиту балтийской республики и угрожают не только экономическими, но и политическими последствиями.
Скандал разразился после того, как 8 декабря вступили в силу санкции США против ряда белорусских компаний, среди которых был и ведущий производитель калийных удобрений ОАО "Беларуськалий". Несмотря на то, что об ограничениях было известно с августа, госкомпания Lietuvos geležinkeliai ("Железные дороги Литвы") сообщила, что не может остановить калийный транзит — белорусская сторона уже внесла аванс за эти поставки до января.
Глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис немедленно заявил, что уйдет в отставку, если слухи об авансе подтвердятся. Вслед за Ландсбергисом о возможной отставке заявил и министр транспорта и коммуникаций Марюс Скуодис. Позднее он призвал к ответу руководство желдороги, а также Клайпедского порта.
"Сейчас я сам не уверен, в какой степени Lietuvos geležinkeliai, которая изначально заявила всем, что не может прекратить транспортировку удобрений, заранее предприняла усилия для поиска путей реализации санкций, — сказал он. — Поэтому я ответственно заявляю, что правление компании должно срочно дать оценку всем соответствующим действиям руководства железных дорог. Мне также трудно представить, как руководство Клайпедского порта, через который осуществляется погрузка белорусских удобрений, может продолжать работать в такой ситуации. Я также оценю ситуацию в своей собственной команде и в министерстве".
Большие убытки
Глава Lietuvos gelezinkeliai Мантас Бартушка, в свою очередь, отмечает, что потеря белорусского транзита удобрений обернется для компании огромными убытками.
"Согласно обновленным подсчетам, в настоящее время, если с 1 января мы перестанем возить удобрения "Беларуськалия", нам могут понадобиться субсидии в размере примерно 49 млн евро, потому что мы уже выполняем массу действий: оптимизируем процессы, работников, останавливаем определенные инвестиции. Факт, что влияние очень велико", — сказал он.
"Потому что мы в целом теряем 60-70 млн евро доходов, но одновременно у нас есть и другие негативные тенденции — уходят и российские металлы из Клайпедского порта, становится меньше других российских продуктов, часть белорусских продуктов, нефтепродукты, продукты "Гродно Азот" уже ушли", — добавил он, отметив, что авансовый платеж "Беларуськалия" за декабрь был выполнен еще в ноябре.
Компания Biriu kroviniu terminalas (Терминал насыпных грузов), которая экспортирует через Литву около 95% всех произведенных "Беларуськалием" удобрений и вовсе считает, что санкции США не распространяются на Литву.
"Никаких санкций США для транзита белорусского калия через Литву нет и быть не может, потому что в отношении транзита как процедуры применять санкции нельзя", — сказал крупнейший акционер терминала Игорь Удовицкий.
Он отметил, что для всех стран мира обязательны к выполнению международные договоры, которые гарантируют свободу транзита для не имеющих выхода к морю государств. "Естественно, что и США, и ЕС, ратифицировавшие эти соглашения, не могут их нарушать и не нарушают", — добавил Удовицкий.
Политика или экономика
Политическая целесообразность, однако, плохо сочетается с экономической. В разгар обострения ситуации вокруг белорусского транзита первые лица Литвы приняли участие в организованном Вашингтоном саммите демократий. Вслед за этим с президентом Литвы Гитанасом Науседой пообщался американский лидер Джо Байден.
"Как я сказал президенту США, это [концентрация российских войск] звоночек не только для Украины, это звоночек и для всего восточного фланга НАТО, конкретно, страны Балтии ощущают прямую угрозу тоже, — рассказал Науседа. — Поэтому мы договорились, что ответ США в военном смысле этого слова будет адекватным, мы можем рассчитывать на подкрепление в военном смысле, которое позволит нам чувствовать себя более защищенными".
Трудно представить, как на этом политическом фоне Литва может отказаться поддерживать экономические санкции США, даже если эта лояльность будет иметь крайне высокую цену.
"Нарушение соглашения [о транзите] грозит значительными потерями, — сказал глава Lietuvos gelezinkeliai Мантас Бартушка. — Они могут достигнуть сотен миллионов евро".
Оригинал записи здесь.