Первая книга замечательного пушкиниста, нашего земляка Арнольда Ильича Гессена, с оригинальным названием «Набережная Мойки, 12. Последняя квартира Пушкина», вышла в свет в декабре 1960 года в Государственном издательстве детской литературы. В 2020 году пушкинисты отмечали её 60-летие. Мы представим четыре издания из существующих. Два из них московские, одно карельское и самое последнее издание - белорусское. Карельское издание 1969 года считается наиболее дополненным и уточненным вариантом книги.
Надо сказать, что критика очень тепло встретила книгу «начинающего автора», которому на тот момент перевалило за восемьдесят. Лишь в глубокой старости в возрасте 82 лет Гессен опубликует свой первый труд о Пушкине.
Из воспоминаний писателя читаем: «Почему же, спрашивают меня, был так долог мой путь к Пушкину? Почему так поздно я написал и выпустил мою первую книгу…? Нужен был, видимо, какой-то толчок, сильный толчок, чтобы пробудить меня к действию, к новой жизни, к Пушкину… Таким толчком явилось первое посещение мое последней квартиры поэта 10 февраля 1956 года в день памяти его гибели.
Я вышел тогда из квартиры Пушкина под сильнейшим впечатлением, сразу же бросился в публичную библиотеку и до глубокой ночи погрузился в ознакомление с материалами о жизни и творчестве поэта. Вернувшись в Москву, я уже не мог расстаться с Пушкиным…».
Гессен назовет Пушкина «источником долголетия» и к своим 97 годам напишет еще шесть замечательных книг о поэте.
А.И. Гессен родился в 1878 году в небольшом городке Короча, тогда Курской губернии. Образование получил в Петербургском университете, где за одной скамьей вместе с ним занимался еще никому неизвестный поэт Александр Блок и будущий пушкинист Павел Щёголев. Микробиолог и юрист по образованию, своей профессией Гессен изберет, в конце концов, журналистику и редакторское дело.
Обращает на себя внимание оформление первого издания «Набережной Мойки, 12». Ее украшает гармоничный в своей простоте рисунок часов в художественном стиле времён "оттепели". Если присмотреться, стрелки часов указывают время - 14:45.
Это время смерти Александра Сергеевича Пушкина, память о которой хранят часы в кабинете поэта. Воссозданный музейщиками кабинет более всего поразил Гессена в его первое посещение. Свое впечатление он живо обрисовал в предисловии к книге, где любовно и трепетно описывает каждую из вещей, некогда принадлежавших Пушкину. Это и старинные готические часы на камине, и письменный стол с последним письмом поэта к писательнице Александре Ишимовой, диван, на котором поэт пережил «сорок шесть часов смертных страданий», окруженный до последней минуты близкими и друзьями. «Здесь все удивительно пронизано пушкинским духом», - напишет Арнольд Ильич.
По своей структуре книга Гессена – это книга меморий, воспоминаний. Первая глава знакомит нас с дорогой, которую преодолевал поэт в начале октября 1836 года, переезжая с женой и четырьмя детьми в новую квартиру на Мойке, 12. Читая эту главу, складывается впечатление, что не было ни одного дома и ни одной семьи высшего общества Петербурга, неизвестного поэту. Пушкин был вхож во многие дома и имел большой и надежный круг единомышленников в среде дворянской интеллигенции. Во многом, именно этой среде он обязан осознанием собственной гениальности и признанию его таланта.
Все последующие главы могут служить интересным путеводителем по музею-квартире Пушкина в Петербурге. Вместе с писателем мы путешествуем по семи комнатам, которые занимал поэт со своей семьей, погружаемся в воспоминания, связанные с теми или иными предметами экспозиции. С каждым связана личная, интимная история, которую Гессен выуживает из обширной биографии Пушкина, убедительно ясно и образно преподносит читателю.
В третьей главе Гессен освещает последний 1836 год жизни Пушкина: «Ознакомившись с ним, мы увидим, что значит год в жизни настоящего и большого человека». В этом году Пушкин добился разрешения на выпуск собственного журнала. За год он подготовил и издал 4 тома «Современника», привлек к сотрудничеству самых выдающихся поэтов и писателей своего времени: Жуковского, Вяземского, Баратынского, Гоголя и многих других. В это время состоялись последние поездки Пушкина в Михайловское на похороны любимой матери и в Москву для работы в архивах. Здесь, на Мойке, Пушкин увлеченно работал над «Историей Петра», заметками к «Слову о полку Игореве», закончил «Капитанскую дочку».
Наряду с активной творческой деятельностью мы узнаем о десятках неоплаченных счетов, заёмных письмах, векселях, ценных вещах жены и её сестры, закладываемых Пушкиным, чтобы частично погасить счета. Все эти далёкие от поэзии детали, на которые обращает наше внимание автор, передают реалии напряженный жизни поэта в последний год его жизни.
Сквозной линией проходит тема непрестанной борьбы Пушкина с враждебными ему придворными и светскими кругами, о травле, развернувшейся против поэта и удушающей цензуре во главе с царем, калечивших его Музу. Гессен разделяет, как и многие другие пушкинисты, общую теорию заговора: «Убийство Пушкина явилось, по мнению современников, актом политического характера, делом «многоглавого убийцы», результатом ненависти реакционных кругов Петербурга к поэту, чьи свободолюбивые стихи были найдены в делах почти всех декабристов… Геккерн и Дантес явились лишь случайными выразителями их воли».
Через 46 часов после дуэли Пушкин умирает. Высший свет Петербурга возложит всю тяжесть вины за смерть лучшего поэта России на его жену, Наталью Николаевну Пушкину. Гессен вторит мнению современников Пушкина и создает неприглядный литературный портрет жены поэта, отмечает её малообразованность, отсутствие интереса к литературным трудам мужа, легкомысленное поведение и любовь к праздным увеселениям на балах, требующих больших расходов, не по средствам её мужа. И, вместе с тем, он сообщает, что сам Пушкин до конца своих дней защищал и опровергал виновность своей жены, предвидев в будущем жестокие на неё нападки. Пушкин до последней минуты не лишает её своего доверия.
Книга Гессена изобилует множеством иллюстраций: это и подлинные документы, рукописи, письма, фотографии вещей, портреты Пушкина и его окружения, виды Санкт-Петербурга. Все это с большей силой погружает нас в мир поэта, в пушкинскую эпоху.
Вот как главный редактор издательства Академии наук СССР, профессор Николай Сикорский отвечает на вопрос, заданный ему корреспондентом журнала «В мире книг» (июнь 1974 г.):
– В чем секрет, почему не потерялись книги Гессена в книжном океане Пушкинианы, а обрели свое особое место, стали своеобразным явлением, не только пушкиноведения, но и гораздо шире – нашей духовной жизни?
– На мой взгляд, секрет состоит в том, что писателю удалось отобрать из Пушкинианы самые значительные, самые интересные в общественно-литературном смысле факты и изложить их с тем изяществом и тактом, чувством «соразмерности и сообразности», которые достойны Пушкина и во многом близки его собственным литературным приемам. Да к тому же все это согрето теплом сердца истинного патриота великой страны Пушкина. И поэтому, читая и перечитывая очерки Гессена, каждый раз испытываешь истинное наслаждение. Они, мне кажется, никого не могут оставить равнодушным.
Я призываю всех белгородцев читать книги нашего земляка, пушкиниста Арнольда Ильича Гессена. Они написаны доступным языком, с чувством и глубоким уважением к памяти Александра Сергеевича Пушкина.
Валерия Арефьева, Пушкинская библиотека-музей г. Белгорода
10.12.2021