Тем, кто интересуется историей отечественных кранов наверняка известно, что во времена #СССР одесский завод им. Январского восстания выпускал совместно с польским объединением Bumar тяжелые краны "Январец" на шасси автомобильного типа. Кроме этого, на рубеже 80-90-х годов на площадях одесского завода непродолжительное время существовало совместное предприятие "Кранлод", собиравшее краны по лицензии фирмы Liebherr. Однако с развалом Советского Союза прекратилось сотрудничество и с Bumar, и с Liebherr.
Оказавшись в одночасье на вольных хлебах, руководство "январки" задумалось, в каком направлении двигаться дальше, какие выпускать краны?
Первой собственной одесской конструкцией стал #кран КС-6972, который вобрал в себя опыт изготовления 50-тонного крана "Кранлод" ЛТМ-1050-4 (он же Liebherr) и советско-польского 40-тонного крана КС-6472. Одесситы при разработке КС-6972 использовали для ходовой части основные узлы и агрегаты крана ЛТМ-1050-4, а поворотную платформу, в практически неизменном виде, – от крана КС-6472.
Вероятно, шасси удалось собрать из запасов комплектующих, оставшихся от "Кранлода". То, что не сумели найти в оригинале, заменили отечественными аналогами. По основным размерам шасси КС-6972 совпадал с ЛТМ-1050-4. Так же как и у прототипа, у одесского первенца все 4 моста имели гидропневматическую подвеску, регулировку дорожного просвета и блокировку в крановом режиме. Правда, в отличие от "немца", одесситам не удалось сделать все мосты ведущими и управляемыми. Привод осуществлялся на 1-й, 2-й и 4-й мосты, управляемыми были 1-й, 2-й и 3-й. Место двигателя Daimler Benz занял ЯМЗ-238Д мощностью 330 л.с., а автоматическую коробку передач заменили механической ЯМЗ-238А. Кабину водителя сделали "по образу и подобию", хотя по сравнению с оригиналом она выглядела весьма топорно.
Поворотная платформа КС-6972, включая все основные узлы и агрегаты, была заимствована от крана КС-6472: та же 4-секционная телескопическая стрела длиной 10,6-34,5 м, та же кабина крановщика, те же гидроцилиндры подъема стрелы и выдвижения секций стрелы и т.д. Чтобы добиться повышения грузоподъемности на 10 т, конструкторам и технологам пришлось провести ряд мероприятий по усилению крановой установки.
В принципе, кран получился весьма не плохой. Конечно, не #Liebherr, но уже и не КС-6472, хотя и по тем временам он был вне конкуренции на всем постсоветском пространстве. Увы, этому проекту не суждено было реализоваться. В первую очередь, потому что одесский #завод не имел производственных возможностей, чтобы освоить выпуск крановых шасси автомобильного типа. В 1991 году завод изготовил единственный экземпляр крана КС-6972, и на этом была поставлена точка.
Одесситы искали поставщика шасси, на которое можно было бы смонтировать крановую установку грузоподъемностью 50 т. Но на тот момент постсоветская автомобильная промышленность ничего подходящего не выпускала. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. На волне конверсии, ставшей следствием спада военных заказов, Минский завод колесных тягачей по техническому заданию одесского завода изготовил специальное крановое шасси автомобильного типа МЗКТ-6923. Его принципиальным отличием от традиционного автомобильного шасси было то, что крановая установка монтировалась непосредственно на шасси, являвшемся одновременно неповоротной рамой крана.
Концептуально это шасси повторяло польский аналог PS-502, использовавшийся для крана КС-6472: низко посаженная кабина, два передних моста (управляемых неведущих) с зависимой подвеской на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами телескопического типа, два задних ведущих моста на жесткой балансирной подвеске, двигатель установленный за кабиной. Заметным отличием МЗКТ-6923 была двускатная ошиновка колес задней тележки (на польском шасси стояли односкатные колеса). Так же как и у "поляка", на минском шасси гидравлически выдвижные балки выносных опор располагались между 1-й и 2-й осями и позади 4-й оси.
Получив подходящую замену польскому шасси, в 1992 году одесский завод приступил к серийному производству 50-тонников КС-6473. На них использовалась крановая установка от советско-польских кранов КС-6472. В 1994 году кран КС-6473 был модернизирован, получив новое обозначение КШТ-50.01.
Надо отметить, что все модернизации, начиная с КС-6472, не коснулись механизма выдвижения 4-й секции стрелы. Как и у польского прародителя, она выдвигалась установочным движением гидроцилиндра. Это значит, что в процессе выполнения крановых операций телескопирование 4-й секции было невозможно. Чтобы ее выдвинуть необходимо было разместить стрелу в горизонтальном положении. После этого вручную зафиксировать оголовок гидроцилиндра выдвижения стрелы на 4-й секции, выдвинуть ее полностью, вновь вернуть оголовок гидроцилиндра выдвижения стрелы на прежнее место, а 4-ю секцию жестко зафиксировать в выдвинутом положении.
Кстати сказать, идея выпускать 4-осный полноприводный кран не оставила конструкторов одесского завода и после освоения производства КС-6473. В первой половине 90-х годов был разработан проект такого крана, получившего обозначение КС-6474, однако дальше проекта дело не пошло.
На протяжении 1990-2000-х годов одесский завод "Краян" (ранее – завод им. Январского восстания) выпускал 50-тонники в крайне небольшом количестве – от нескольких единиц до одного-двух десятков. В 2012 году предприятие прекратило производство кранов.
Поделитесь своим мнением.
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.
ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ПУБЛИКАЦИЙ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КРАНОВ (ССЫЛКИ АКТИВНЫ, ЖМИТЕ):
Легендарный автокран на шасси МАЗ-200
Советские супер-краны на шасси ракетовозов
Наши 100-тонники. 40 лет истории
Экзотические краны: на танках, тракторах, вездеходах
Какие были краны на МоАЗах: от 1950-х до 2000-х годов
Неавтомобильный кран "Ивановец". Оригинальная конструкция родом из 60-х
Какими были последние краны на шасси ЗИЛ
Неизвестные автокраны на шасси ЗИЛ-133
Как курганский внедорожник решили с краном скрестить
Старый конь борозды не испортит. Автокраны СССР в постсоветский период
ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ И ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ
КАК СЕЙЧАС ОБСТОЯТ ДЕЛА В РОССИЙСКОМ АВТОКРАНОСТРОЕНИИ: ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ