В мире бизнеса есть отдельный календарь, где красным маркером выделены четыре месяца: январь, апрель, июль и октябрь. В это время в предпринимательском сообществе происходит глобальная миграция закрывающих документов. Почты трещат от запросов, а градус телефонной трубки можно измерять в Кельвинах. Всем срочно нужны акты, накладные и счета-фактуры. В этой ситуации обязательно находятся те, кто платит налог за других — когда по незнанию, а когда и по договорённости. Вот как это происходит.
Допустим, я — предприниматель на общей системе налогообложения, то есть в цене моих товаров или услуг есть НДС. У меня есть постоянные покупатели, тоже на ОСНО.
И вот во время глобальной миграции мне звонит покупатель и говорит: расходов у него в этом квартале мало, налог получается большой. Нужно больше расходов, тогда налог будет меньше, для него это очень-очень важно. И он просит пойти навстречу, то есть что-нибудь ему продать. А мне нужно решить — да или нет.
Небольшое пояснение: в случае ОСНО «продать» необязательно означает фактически поставить товар или оказать услугу. Покупатель часто делает предоплату, а поставщик взамен выставляет авансовый счёт-фактуру. Сама же поставка может быть и позже. Более того, самой поставки может вовсе не быть.
Что происходит в этом случае? Поставщик получает деньги, его НДС увеличивается, а НДС покупателя уменьшается. С налогом на прибыль всё точно так же: у поставщика он становится больше, у покупателя — меньше. Если поставки не будет, то налог на прибыль не изменится, поменяется только НДС.
В нашей истории покупатель предлагает мне взять часть моей налоговой нагрузки на себя. Надо сказать, ситуация непростая: если я ему откажу, он может обидеться и найти себе другого поставщика. И даже если он не скажет об этом прямо, я всё равно держу это в голове.
Что будет, если я соглашусь? Вариантов два: либо покупатель со мной честен, либо нет.
В первом случае я делаю доброе дело, наши отношения укрепляются и переходят на новый уровень доверия. Всё заканчивается хорошо, и все довольны.
Во втором, если покупатель лукавит, я окажусь в проигрыше. Например, у него уже может быть новый поставщик, и он решил напоследок воспользоваться мной. Или он манипулирует, рассказывая, что есть грандиозный проект, у сурового финдиректора удалось выбить деньги на первую закупку, но начинать надо срочно, давай-давай, думать некогда.
Что делать мне? Действовать так, будто нет никакой спешки. Будто дело происходит не в горячую отчётную пору, а в середине квартала. Следует проявить осмотрительность и внимание к деталям: что за проект, какие планы-сроки-масштабы, кто заказчик и — раз уж проект такой грандиозный — не лучше ли сперва обсудить всё досконально. И взять время на обдумывание.
Это нужно по двум причинам. Во-первых, пауза — лучшая защита от манипуляции. Во-вторых, потребуется время, чтобы посчитать какие налоги у меня сейчас, какие будут, смогу ли я их заплатить — и посоветоваться с бухгалтером. Понятно, что если бухгалтер медленный, документов не хватает и налоги ещё не посчитаны, то ничего хорошего из этого не выйдет. Будут претензии, обиды и чей-то убыток. Вполне возможно, что мой. А мне это надо?
Получается, лучшие друзья предпринимателя, как обычно — порядок в документах, здравый смысл и чёткий план действий:
- знай свои налоги;
- смотри на календарь;
- отвечай вдумчиво;
- найди быстрого бухгалтера.
Мы, например, считаем налоги заранее — за месяц до уплаты. Кнопка вообще была придумана, чтобы вам работалось спокойнее и легче. Присоединяйтесь — возьмём на себя вашу бухгалтерию и избавим от нервотрёпки :)