Найти тему
Судострой

В Большом Камне заложили третий танкер-газовоз для проекта «Арктик СПГ 2»

На судостроительном комплексе «Звезда» в Большом Камне – очередное важное событие в рамках строительства серии танкеров-газовозов сжиженного природного газа (СПГ) ледового класса Arc7. В сухом доке пока ещё строящейся супер-верфи состоялась закладка третьего газовоза.

Закладная доска танкера-газовоза «Сергей Витте» / Фото: Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС)
Закладная доска танкера-газовоза «Сергей Витте» / Фото: Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС)

Серия из 15 танкеров-газовозов высокого ледового класса строится для обслуживания арктических проектов «Новатэка». Главным образом, проекта «Арктик СПГ 2», запуск которого запланирован через два года.

Третий газовоз, заложенный 10 декабря под заводским номером 043, получил наименование «Сергей Витте». Первое (пилотное) судно серии – «Алексей Косыгин» должно быть сдано в марте 2023 года. Его строительство ведётся с ноября 2020 года. На свежих фотографиях с площадки «Звезды» можно видеть кормовую часть формируемого корпуса пилотного газовоза.

Закладная секция третьего газовоза «Сергей Витте». На заднем фоне видна кормовая часть танкера «Алексей Косыгин» / Фото: ДЦСС
Закладная секция третьего газовоза «Сергей Витте». На заднем фоне видна кормовая часть танкера «Алексей Косыгин» / Фото: ДЦСС

Ледокольный танкер-газовоз имеет следующие основные технические характеристики:

  • дедвейт – 81 тыс. тонн;
  • длина – 300 м;
  • ширина – 48,8 м;
  • пропульсивная мощность – 45 МВт;
  • ледопроходимость – до 2,1 м;
  • ледовый класс – Arc7.

Строительство серии ледокольных газовозов ведётся при активном участии иностранных компаний. В данном случае технологическим партнёром выступает южнокорейский судостроительный гигант Samsung Heavy Industries (SHI).

Эта же компания указана и в качестве разработчика проекта SN2366, по которому строятся газовозы. Контракт на разработку проекта между SHI и «Звездой» был заключен в 2019 году.

Привлекать технологических партнёров для строительства сложных судов, а газовозы СПГ как раз к таковым относятся, для «Звезды» является нормой. Так, серия нефтеналивных танкеров типоразмера «Афрамакс» строится в партнёрстве с южнокорейской Hyundai Heavy Industries (HHI). Наиболее сложные части корпусов первых судов формировались в Южной Корее и морем доставлялись в Большой Камень. При этом с каждым судном увеличивается объём работ, произведённых на «Звезде».

Параллельно работники российской верфи приобретают опыт работы со сложным оборудованием. Так, в газовозах СПГ используется система хранения мембранного типа Mark III, разработанная французской инжиниринговой компанией Gaztransport & Technigaz (GTT) – мировым лидером в области криогенных мембранных систем. Ранее верфь «Звезда» получила лицензию GTT на установку таких систем.

Модель танкера-газовоза СПГ постройки ССК «Звезда» / Фото: Судострой
Модель танкера-газовоза СПГ постройки ССК «Звезда» / Фото: Судострой

Что касается локализации оборудования, то можно упомянуть винторулевые колонки, которые выпускаются на заводе «Сапфир» – совместном предприятии «Звезды» и General Electric в Большом Камне.

Интересно, что флот для «Арктик СПГ 2» создаётся не только в России. Шесть танкеров для данного проекта, параллельно с серией из пятнадцати единиц на «Звезде», строятся на южнокорейской Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME). Видимо, таким образом участники проекта снижают риски затягивания сроков.