Найти тему

«Война и мир в отдельно взятой школе». Рецензия

Громко, увлекательно звучит аннотация, потому и стала читать книгу, вышедшую совсем недавно.

Обложка с сайта Дэйли Афиша.
Обложка с сайта Дэйли Афиша.

«Перед вами игра, эксперимент, литературное хулиганство, из которого получился актуальный роман о сегодняшней России на 24 писательских голоса. Авторы — известные и начинающие, мастера разных жанров и направлений, разных поколений и убеждений — написали роман-буриме».

В детстве с подружками мы любили буриме: часто писали смешные и абсурдные истории обо всем на свете и ни о чем. Поэтому опус писателей, среди которых мои любимые и Лукьяненко, и Быков, не мог меня не привлечь. К тому же хотелось посмотреть, что получится, когда объединят усилия такие разные Драгунский и Дашевская, Сальников и Веркин.

Что получилось? Однозначно не шедевр.

«В романе вашем все необходимое с точки зрения издательской конъюнктуры, а это не самый большой комплимент. В нем наличествуют и оккультные тайны Третьего рейха, равно как и Кремля, и путешествия в подсознание, и роковые олигархи, выражающие тайную волю мировой закулисы, и даже строго нормированный социальный протест».

Я, конечно, прочитала, не бросила чтение на середине, но именно потому, что написано произведение двадцатью четырьмя писателями и хотелось познакомиться с главой каждого из них, чтобы быть честной.

Да, читается легко. Проблемы раскрываются актуальные. Современность вырисовывается реальная, несмотря на присутствие мистических тем (правда, мне они совсем не напомнили «дух Булгакова», как было заявлено все в той же аннотации). Но… И это «но» хорошо объясняет Быков от лица своего героя:

«То ли мы разучились писать, то ли все остальные разучились читать, но эпоха, когда под действием Купера сбегали в Америку… или под действием Хемингуэя – в Испанию… прошла безвозвратно».

Идея – 10 баллов (однако за само использование буриме). Совершенно необычная школа, в которой так хорошо, комфортно и «умно» учиться, подлежит сносу, как и все дома района, а на этом месте будет построен не то элитный дом, не то торговый центр. В общем, привычное дело.

«Миром правят не тайные общества, а явные организации – концерны и корпорации, церкви и правительства. Чудес нет, а есть прибавочная стоимость, промышленный потенциал и людские ресурсы. Ну и идеи, овладевшие массами».

Людей расселяют на окраины, выпускники окончат школу не дружным сплоченным коллективом, а в разных учебных заведениях. Что в этой ситуации можно сделать? Бороться.

«Для каждого из нас наступает день, когда нужно задуматься, что-то решить. Как в сказке, где лежит камень-указатель. Наверное, вам приходили в голову такие мысли».

Сюжет – 7 баллов. Как и в подлинной «Войне и мире», в современном буриме наличествуют все повороты сюжета: дружба, любовь, предательство, получение наследства и распоряжение им, тайная ложа и зашифрованные послания, отношения между родителями и детьми.

Поскольку в центре повествования подростки – выпускники, то и проблемы, которые они переживают (за исключением сноса школы), воспринимаются несколько обостренно.

«Дружба, которая сейчас, навсегда, я тебе говорю, и предательство тоже навсегда. Очень важно, чтобы с тобой были люди, которые помнят тебя с детства. Они, как часовые, не дадут тебе сделать неправильного шага. Ты, конечно, все равно его сделаешь, но они успеют крикнуть тебе «Стой!», и ты, возможно, услышишь».

Авторы попытались показать все аспекты ВОЙНЫ – борьба за школу, борьба против одноклассницы – и МИРА

Одни писатели пытались создать что-то своё, другие переложили «Войну и мир» на современный лад. Вот последнее особенно не понравилось. И дело не в том, что классик на то и классик, что лучше него не скажешь и не напишешь, и даже не в том, что эпизоды заведомо упростили, а в том, что вставки, подобные преобразованному аустерлицкому небу, читаются чуждо, инородно.

«Он упал на спину. В высоком небе плыли облака. И ничего, кроме них, на свете не было. Только бесконечное небо, только облака. Он вспомнил песню «Сансары»: «Облака этим летом, пожалуй, будут особенно хороши…» Они плыли по небу с нереальной скоростью. Солнце много раз взошло и скрылось, прежде чем над ним склонилась Лиза с лицом Ани.
– Я поскользнулся, Лизка, я поскользнулся, прости!»

Есть и отсылки к другой классике. Например, вечное "Ах, Боже мой, что скажет княгиня Марья Алексеевна" здесь имеет иную нагрузку, но от этого не кажется гармоничным.

Герои – 5 баллов. К сожалению, ни один герой не запомнился настолько, чтобы можно было его выделить, отметить. По всей вероятности, связано это с тем, что персонажи не раскрыты полностью. Сначала мне казалось, что у каждого из них – говорящая фамилия: Аня Шергина, Федор Дорохов, Петя Безносов, Андрей Лубоцкий. Однако они не повторяли своих знаменитых прототипов, но и собственными чертами как бы и не обжились.

Порадовали только некоторые характеристики. Например, показатель интеллекта:

«Дорохов вряд ли отличал Воланда от Волан-де-Морта».

Язык 7 баллов. Надо отдать должное: практически все писатели попытались выдержать общий стиль, поэтому не всегда понимаешь, что начинается новая глава и это не только новый виток сюжета, но и другой писатель. Самим собой на все сто процентов остался Д. Быков: он играет в романе роль учителя, так ему знакомую, и фамилию персонажу дает «звериную» - Соболев, и отчество оставляет свое – Львович, да еще и подчеркивает, что участники литературного кружка могут называть своего наставника только по отчеству. Читаешь эпилог – а слышишь интонации Дмитрия Львовича, саркастичные и поучительные.

Общий балл – 29 баллов

Четкая характеристика молодежи дана все тем же Быковым:

«Они были удивительно свободными, но и чрезвычайно конформными; ни от кого не зависели, но ни в ком и не нуждались; умели постоять за себя перед слабыми и отлично ладили с сильными. Они вобрали в себя весь опыт этой страны, семьи и школы и потому были одинаково готовы ко всему».